Автопром России: от Benz до Renault

11 января 2012 - KLU4NIK

 В конце сентября новое руководство «АвтоВАЗ» решило отказаться от разработки собственной платформы (Lada 2116), а взять за основу решили платформу, на которой построены Renault Logan и еще несколько моделей французского автоконцерна. Все вернулось к  началу: это закономерность в истории российского автопрома, потому что ни одну наиболее яркую модель отечественного автомобиля нельзя называть собственной разработкой.    

На волне суматохи вокруг тонущего отечественного автопрома возникает вопрос: «А был ли мальчик»? Есть обоснованное подозрение, что самые легендарные автомобили в разной степени имели свои зарубежные прототипы. А некоторые отечественные модели и вовсе были прямыми копиями импортных авто. 

 

 

Все начиналось с Benz

Rolls-RoyceС легкой руки советского кинематографа, первое поколение русских автомобилестроителей почему-то принято изображать слегка ошалевшими от изобретательского счастья нищими инженерами-романтиками в замасленных робах. Однако на самом деле все было иначе. 
Первый российский автомобиль появился на базе… яркого впечатления, которое произвел «самодвижущийся экипаж» марки Benz на двух уважаемых людей – Евгения Александровича Яковлева (владельца завода керосиновых и газовых двигателей) и Петра Александровича Фрезе (управляющего фабрики конных экипажей). Дело было на Всемирной выставке в Чикаго, в 1893 году. Решение изготовлять совместными усилиями аналогичный «Бенцу» экипаж напрашивалось само собой. И через три года, в 1896 году, первый российский автомобиль был представлен широкой публике. Внешне машина сильно смахивала на конструкцию Benz. 

Международного резонанса от автомобиля «Яковлева-Фрезе» не случилось, а первый российский автомобиль, который произвел впечатление на зарубежную публику, был автомобиль марки «Руссо-Балт» - его серийно стали выпускать летом 1909 года на «Русско-Балтийском вагонном заводе» в Риге. Автомобиль хоть и считался русским, однако имел бельгийскую душу – его конструктором был инженер швейцарского происхождения, работавший до этого в Бельгии на автомобильном заводе «Фондю» Жюльен Поттера (Julien Potterat). Он разработал модель совместно с русскими специалистами Иваном Фрязиновским и Дмитрием Бондаревым. 

Конструкция «Руссо-Балт» отвечала наиболее передовым тенденциям тех лет. Например, ее подвеска была аналогична конструкционным решениям ряда моделей Rolls-Royce и Delaunay-Belleville. Самая массовая модель с двигателем в 4501 куб. см – серии «С» - была выпущена в 347 экземплярах (по тем временам огромный тираж) и в основном поступила в русскую армию. Революционной особенностью в конструкции автомобилей «Руссо-Балт» было применение алюминиевых сплавов для поршней (правда, в опытном порядке), чего пока действительно не встречалось в зарубежных моделях. 

При всем уважении к «Руссо-Балт», в подавляющем большинстве автопарк Российской империи состоял из импортных авто: Rolls-Royce, Ford, Peugeot, Renault, Bianchi, Oldsmobile, Opel и др. Правящая элита считала, что лучше покупать автомобили там, где они и были изобретены – в Германии, Франции, Италии, США. 

Ford-V-8-40 

 

 

ГАЗ М-1, он же «воронок», он же – Ford V8-40

После революции все автомобили были экспроприированы в пользу новой власти: для нужд большевистского руководства, Красной Армии, ЧК и т.д. К середине 20-х революционные бури доконали автопарк страны окончательно и бесповоротно. Порой выявить марку авто было практически невозможно, и по стране поползли «конструкции» по типу «Антилопы Гну», управляемые фанатиками вроде Адама Козлевича. 

4 марта 1929 года ВСНХ СССР принял решение о создании завода в Нижнем Новгороде с ежегодным выпуском 100-120 тыс. машин (сначала назывался НАЗ, с 1932 года – ГАЗ). В течение 1929 года в США побывали делегации специалистов, согласовавших техническую документацию на строительство завода и использование американских чертежей. Сборку НАЗ-А и АА одновременно наладили и на московском заводе имени КИМ (позднее - АЗЛК). Затем стали выпускать ГАЗ-М1 (Ford-V80-40), а перед самой войной завод КИМ получил документацию на легковую модель Ford Prefect. После некоторой доработки ее с 1940 года стали выпускать как КИМ-10-50 (но кузовные панели поступали из США). 

Легендарный ГАЗ М-1, по кличке «чёрный воронок», был создан на базе Ford-V8-40. Внешне М-1 отличался облицовкой и колёсами, внутри вместо мотора V8, как у Ford, стоял двигатель ГАЗ-М (копия мотора Ford-BB). Буква М в индексе модели – в честь министра иностранных дел СССР В. М. Молотова. Серийный выпуск был начат 17 марта 1936 г. К стране на черном «воронке», с кузовом, удобным для перевозки репрессированных, подползал страшный 1937 год (вспомните сцену: два спеца из НКВД и посередине — комдив Котов в исполнении Никиты Михалкова). 

 

 

Opel Kadett из Москвы и победоносный Opel Kapitan

После победы в Великой Отечественной войне Советский Союз по репарации вывез из Германии много чего, в том числе и линию по производству модели Opel Kadett K38 (прототип «Москвич-400»). Завод КИМ переименовали в МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей). Несмотря на доработки, все модели «Москвичей» вплоть до 1967 года несли в себе генетическую наследственность Opel Kadett. 
Также после войны около 50 тысяч легковых автомобилей попало в страну в качестве трофеев, и некоторые из них оказались в частных руках. Впервые за послереволюционные годы в стране стали появляться собственники авто. Количество таковых еще более увеличилось, когда на рубеже 40-х и 50-х годов началось массовое производство «Москвичей» и «Побед». 

Самым ярким автомобилем тех лет была, конечно же, «Победа». Первые автомобили марки «Победа» (ГАЗ М-20) сошли с конвейера 28 июля 1946 года. Они оснащались четырехтактным карбюраторным двигателем, объемом 2,12 л и мощностью 50 л.с. За основу дизайна был взят проект художника В. Самойлова, который явно не обошел вниманием тип кузова фастбек или аэроседан — по последней американской довоенной моде. При проектировании узлов шасси и силовой конструкции днища «Победы» были использованы элементы конструкции Opel Kapitan образца 1939 года. Для своего времени такая форма кузова была новым словом в автодизайне, но к середине 1950-х годов агрегатная часть уже не соответствовала мировому уровню. 

Fiat-600 

 

 

Интеллигенция на Черном море: Fiat 600 и Ford Mainline

В годы хрущевской оттепели появилось новое поколение автовладельцев. Назовем их «физики и лирики» — молодая научная интеллигенция. Этому поколению требовалось нечто более современное, и, особенно успешным физикам,  более качественное, пусть даже и более дорогое. Так на свет появились две легендарные модели – Волга ГАЗ – 21 и ЗАЗ-965. Идеальной иллюстрацией к сказанному может служить фильм «Три плюс два» с Мироновым и Фатеевой в главных ролях, где в основе сюжета жутко продвинутый по тем временам выезд на своем авто к побережью Черного моря. 

Модель ЗАЗ-965 производилась с 1960 по 1969 год и была создана советскими инженерами ЗАЗ в сотрудничестве с коллегами из института МАМИ, а также конструкторским коллективом завода «Москвич». За образец при проектировании был взят модный в ту пору автомобиль FIAT 600. Двигатель и трансмиссия были полностью отечественной разработки. Двигатель оказался одним из главных недостатков автомобиля: воздушное охлаждение и короткий глушитель привели к повышенному уровню шумности, отдельный бензиновый отопитель отличался невысокой надёжностью, кроме того, компромиссный, рассчитанный на переднее расположение и охлаждение набегающим потоком воздуха мотор нередко допускал перегрев в жаркую погоду. 

Модель ГАЗ 21 – первая «Волга» в отечественном автомобилестроении. Массовое производство модели было запущено с апреля 1957 года. В команду, которая работала над созданием ГАЗ 21, входили ведущий конструктор Александр Невзоров и дизайнер Лев Еремеев, в поисках музы не обошедший вниманием Ford Mainline. В 1958 году на международной выставке в Брюсселе, где были представлены лучшие образцы мировой индустрии, ГАЗ 21 «Волга» была удостоена «Гран-при». В СССР она была страшно популярна и за ней охотились все: академики, товароведы, чиновники и угонщик Деточкин. 

 

 

Fiat 124 – «копейка» навсегда!

В 1966 году в СССР решили построить современный крупный автомобильный завод с объемом выпуска 600 тысяч машин в год. Параллельно шли переговоры с потенциальными партнерами, среди которых — Ford и Renault. Выбор пал на концерн FIAT, а базовой моделью стал Fiat 124, «Автомобиль 1966 года», в конструкцию которого фиатовцы при поддержке НАМИ внесли свыше 800 изменений. Был усилен кузов, серьезно модернизирован двигатель, доработаны подвески, внедрен новый задний мост. Задние дисковые тормоза заменили барабанными. Производство ВАЗ-2101 началось в 1970 году и есть подозрения, что без глобальных изменений продолжается и по сей день. 
Застойный Ford Falcon 

Однако отстал от истории мирового автопрома не только ВАЗ. Еще один пример – это «Москвич- 2141», при создании которого в качестве образца выбрали французский автомобиль Simca-1307/1308, производившийся с 1975 года и победивший в 1976 году в европейском конкурсе «Автомобиль года». Но в СССР он вышел на рынок во второй половине 80-х. То же самое можно сказать и о символе брежневской эпохи – «Волге» ГАЗ-24. В ее облике и конструкции чувствуется влияние американского дизайна шестидесятых годов, например, Ford Falcon. Будучи современной машиной в начале 70-х, ее клоны на все той же платформе в 2000-х смотрелись откровенно смешно. 

 

 

Попытки прорыва

Попытка наших инженеров создать собственные автомобилиТем не менее, нельзя сказать, что все без исключения модели отечественных авто были в основе своей заимствованы за рубежом. С отличных стартовых позиций начинался выпуск автомобиля «Москвич 412». Пожалуй, главной новинкой был двигатель, разработанный Игорем Ивановичем Окуневым. Он имел оригинальную и абсолютно надёжную конструкцию. Существует версия, что источником вдохновения для конструкторов был новейший по тем временам двигатель BMW M10 1500. Главная его особенность — наклонённый вправо по ходу движения блок цилиндров (т. н. slant-block). Это решение позволило сделать двигатель более компактным, снизить центр тяжести автомобиля. В 70-е годы «Москвич 412» показал отличные результаты в ралли «Лондон-Сидней» и «Лондон-Мехико». 

Не менее примечательной была разработка модели «ВАЗ 2108», она положила начало массовому выпуску переднеприводных легковых автомобилей в СССР. В новинку было все: переднеприводная компоновка, кузов хэтчбек, поперечное расположение двигателя, бесконтактная система зажигания, передняя подвеска типа McPherson, реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления, пластмассовые энергопоглощающие бамперы. 

 

 

Возвращение к истокам

Однако, первые зачатки высокой культуры труда умерли вместе с заводом «Руссо-Балт», и на смену им пришли пролетарии и инженеры, которым в затылок никогда не дышал конкурент. И так, из поколения в поколение, с середины 20-х годов, собирали быстро и много автомобилей «на глаз алмаз». А при отсутствии сервиса, каждый покупатель советского авто должен был стать автослесарем (и с годами становился им). 

 

 

Новое поколение

Между тем новое поколение автолюбителей 2000-х изменилось в корне. Разочаровавшись в теснененькой и морально устаревшей Lada Kalina, поуправляя японской аукционной мечтой от Урала до Дальнего Востока, став обладателем нового Ford Focus или Chevrolet Lachetti, это поколение вряд ли проникнется проблемами «социальной напряженности» АвтоВАЗа и побежит покупать отечественное. Этот покупатель уходит вдаль от якобы родного автопрома, возвращаясь к его родительским берегам: Германии, Франции, Италии, США, с любопытством взирая на Японию и Южную Корею. Так зачем же изобретать велосипед? Поэтому начнем с начала – встретились как-то господа Яковлев и Фрезе и явился им Benz. 

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 536875

Рейтинг: 0 Голосов: 0 362 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад