Программу Утилизации старых автомобилей расширять не будут.

CITROËN

27 марта 2012 - KLU4NIK

 

Ситроен


 

СИТРОЕН

(CITROËN)

 

Париж

Франция

1923–

Создавая в 1919 г. свою фирму, Андрэ Ситроен (Andre Citroёn) вовсе не предполагал выпускать военную технику. К этому его подтолкнул инженер Адольф Кегресс (Adolphe Kegresse, 1879–1943), вернувшийся из России, где в царском гараже разрабатывал и испытывал легкий гусеничный движитель с резинотканевой лентой и цепным приводом ведущего фрикционного барабана. Так в 1921 г. на базе серийных легковых моделей А, В-2 и В-10 (18–20 л.с.) началось формирование первого семейства полугусеничных автомобилей "Ситроен-Кегресс" с усиленными резинометаллическими лентами. В 1923–24 гг. фирма получила из Марокко первые заказы на бронеавтомобили и санитарные машины на шасси В-2 и В-10.

Явные успехи в этой области позволили убедить главнокомандующего сухопутными силами Франции генерала Вейгана (Weygand) в перспективности полугусеничных автомобилей для перевооружения армии. В перспективную программу вошли легкие модели с разными двигателями, 3- или 4-ступенчатыми коробками передач, рессорной подвеской и полым металлическим катком под радиатором для преодоления высоких препятствий. В 1927–29 гг. были построены первые тягачи Р-7бис (P-7bis) и Р-10 (20–30 л.с.), поступившие на вооружение 1-го моторизованного пулеметного эскадрона. Для артиллерийских подразделений предназначались 4-местный транспортер Р-17 и тягач Р-16, буксировавший 155-мм гаубицу. Последний оказался слишком слабым и медлительным, зато стал основой партии из 96 бронеавтомобилей "Ситроен-Шнейдер" (Citroёn-Schneider) с 37-мм пушкой, правда, вместо прежнего на них стоял 66-сильный мотор "Панар" (Panhard), а трансмиссия имела по 6 передач переднего и заднего хода. В драгунских полках служил 7-местный транспортер Р-19 (42 л.с.) с ящиками для амуниции, развивавший скорость 46 км/ч, а облегченный 6-местный вариант Р-19В для войск связи достигал 52 км/ч. В 1930 г. развитием модели Р-16 стал седельный тягач Р-14 с 50-сильным мотором С-6G и усиленными гусеницами, на сцепное устройство которого опирался лафет 155-мм гаубицы, в сцепе с которой он передвигался со скоростью 25 км/ч. В 1931–32 гг. фирма предлагала также бронированный носитель пушек Р-26 и разведывательный бронеавтомобиль Р-28. Все вместе они составили первое в мире семейство военных полугусеничных машин. Создание второго поколения относится к 1934–39 гг., когда фирма "Ситроен" перешла в собственность шинной компании "Мишлен" (Michelin), не заинтересованной в развитии военной продукции. Адольф Кегресс покинул "Ситроен", а за модернизацию прежних полугусеничных машин взялся инженер Жак Истэн (Jacques Histin). Серия Р-17 пополнилась облегченными вариантами Р-17А и Р-17В с 32-сильным мотором С-4, а вариант Р-19ВТ снабжался пушками калибра 25 и 37 мм, служил базой саперных и ремонтно-эвакуационных машин.

В 1934 г. на вооружение поступил тягач "Ситроен-Истэн Р-107В" с новым 50-сильным двигателем, служивший для буксировки тяжелых прицепов и пушек калибра 75–105 мм. В 1937 г. его производство передали на фирму "Юник" (Unic). Для африканских стран было изготовлено несколько "колониальных" бронеавтомобилей Р-104. В общей сложности на "Ситроене" построили свыше 3 тыс. полугусеничных машин, в том числе 1,5 тыс. серии Р-17. Их неприспособленность к реальным боевым действиям доказали первые же военные столкновения 1939–40 гг.

Между тем главной продукцией фирмы "Ситроен" оставались обычные автомобили. Из легковых во французской армии с конца 20-х гг. служили серийные модели В-14, С-4 и С-6, с 1935 г. — переднеприводные машины 7CV и 11CV, а также модель 11UB классической компоновки, оснащенные бензиновым двигателем (1,9 л, 42–56 л.с.). Основными армейскими грузовиками были 1,5-тонные 42-сильные машины 23U и 23LU (колесная база 3380 и 3750 мм) и 3,5-тонные Т-45 с 6-цилиндровым верхнеклапанным мотором (4,6 л, 73 л.с.) и 4-ступенчатой коробкой передач. Их производство продолжалось до 1944 г., и всего было выпущено 35 тыс. штук. В 1937 г. на шасси Т-45 построили опытный 84-сильный колесно-гусеничный автомобиль Р-112, оснащенный последней работой Кегресса — упрочненным гусеничным движителем, который монтировался под рамой в пределах колесной базы и при необходимости опускался на грунт, повышая проходимость машины. В феврале того же года появился опытный 3-местный 60-сильный джип Р-124 с центральным местом водителя. Опыт по созданию переднеприводных автомобилей в 1939 г. воплотился в легком фургоне ТАМН грузоподъемностью 850 кг, который в армии получил индекс TUB и использовался для перевозки больных и раненых. За 9 месяцев производства, с февраля по ноябрь 1940 г., изготовили 650 таких машин. С декабря 1939 г. по май 1940 г. на "Ситроене" собрали также 50 тягачей W-15T (6x6), на выпуске которых специализировалась фирма "Гочкисс" (Hotchkiss). Вариант "Ситроена" для буксировки 25-мм противотанковой пушки получил собственный 1,9-литровый мотор и более высокий кузов.

После войны фирма "Ситроен" переориентировалась на массовое производство легковых автомобилей, но даже самые простые и маломощные поступали в вооруженные силы Франции и стран Африки. Простейший "Ситроен-2CV" превратился в легкую авиадесантную машину, несшую на себе 12,7-мм зенитный пулемет, 20-мм пушку или безоткатное орудие. С 1959 г. в армию поступал вариант "2CV-AZ4/4 Сахара" (Sahara) 4x4 с двумя 2-цилиндровыми 425-кубовыми двигателями воздушного охлаждения мощностью 24 л.с., а с 1968 г. — утилитарный "Меари" (Mehari) 4x4/4x4 со стеклопластиковым кузовом, выполнявший функции "автомобиля обслуживания тыла". Он комплектовался 2-цилиндровым мотором (603 см3, 26 л.с.) и развивал скорость 100 км/ч. Для военных нужд было изготовлено 8807 таких машин. В мае 1979 г. развитием "Меари" стал 34-сильный армейский вариант "Ситроен-А" (4x4) с 7-ступенчатой трансмиссией, независимой подвеской всех колес, блокировкой заднего дифференциала и цельнометаллическим кузовом. Он имел массу 840 кг и достигал скорости 110 км/ч. В 1978 г. новый джип С-44 (4x4) на шасси "Фольксваген Ильтис" (Volkswagen Iltis) фирма представила на конкурс военного ведомства, но его выиграл "Пежо Р4" (Peugeot). Что же касается армейских грузовиков, то в 1945 г. начался выпуск 4,5-тонной серии Р-45U, а с 1948 г. предлагался вариант 45UD1 с 4,6-литровым дизелем. Впоследствии из нескольких серий гражданских грузовиков во французскую армию поступали практически все, но с 1955 г. основными транспортными средствами "Ситроен" общего назначения стали заднеприводные машины Т-55U и полноприводные T-55HWT (4x4) с передним ведущим мостом французской фирмы "Эрвэйторн" (Herwaythorn).

Среди немногих специальных военных разработок "Ситроена" был опытный бескапотный автомобиль PW (4x4), построенный в 1960 г. в рамках программы создания 3-тонных грузовиков по требованиям НАТО. Его оборудовали 6-цилиндровым бензиновым двигателем "Ситроен" мощностью 130 л.с. или многотопливным мотором МАН (MAN) и мостами "Эрвэйторн". Более удачным оказался 3-тонный капотный грузовик FOM (4x4) со всеми односкатными колесами, выпускавшийся в 1962–64 гг. Базовый вариант имел заводской индекс "46F", с лебедкой — "46FT", а 5-тонный грузовик получил задние двускатные колеса. Их предназначение ясно из расшифровки аббревиатуры FOM — Forces d'Outre-Mer — "заморские вооруженные силы", под которыми подразумевались франкофонные страны Африки. Автомобили были рассчитаны на эксплуатацию при температуре до +50 °С и влажности воздуха 95%, снабжались угловатыми капотом и кабиной с тентом, верхнеклапанным 4-цилиндровым двигателем (5,2 л, 97 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач, гидроусилителем рулевого механизма, шинами низкого давления, одним или несколькими топливными баками и подвесными канистрами емкостью до 620 л. Они могли преодолевать брод глубиной 80 см и имели запас хода 800 км. Их развитием стали 135-сильные грузовики серий "47F" и "47FT", а в 1972 г. было изготовлено несколько 142-сильных машин "60F" (4x4).

С завершением производства грузовиков в 1975 г. фирма "Ситроен" прекратила работы и над армейскими машинами, но практически все последующие гражданские легковые автомобили, легкие фургоны, пикапы и микроавтобусы поступали и продолжают поступать в вооруженные силы Франции и многих стран мира.

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 537020

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1000 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад