FODEN

16 марта 2012 - KLU4NIK

 

ФОДЕН


ФОДЕН

(FODEN)

 

Сэндбеч

Великобритания

1900–2006

Несмотря на высокие достижения компании "Фоден" в области коммерческих грузовиков и тягачей, в военной сфере ей так и не удалось занять лидирующего положения. Еще в начале ХХ века британское военное ведомство обратило внимание на первые же выпущенные фирмой паровые тягачи и в декабре 1901 г. провело отборочные испытания, которые выиграл 3-тонный паровик — четвертый прототип образца 1900 г. Несмотря на успех, первый небольшой заказ на 5-тонные паровые грузовики, самосвалы и тягачи для ВМФ страны поступил лишь в 1914 г. Они напоминали небольшие паровозы с горизонтальным водяным котлом и высокой дымовой трубой, поставленные на чугунные колеса с массивными резиновыми шинами. Над котлом располагалась одноцилиндровая паровая машина, которая при помощи кривошипно-шатунного механизма приводила промежуточную ось с огромным маховиком, от которой крутящий момент подавался цепной передачей на задние колеса. Такие паровики развивали скорость 5–8 км/ч, запаса воды им хватало всего на 25–30 км пробега.

В 20–30-е гг. "Фоден" выпускал исключительно гражданскую продукцию, переключившись в 1931 г. на дизельные грузовики с кабиной над двигателем. В начале Второй мировой войны он получил контракт на изготовление 770 танков "Крусейдер" (Crusader) и "Центавр" (Centaur), а также снарядов для авиационных пушек. В 1940 г. поступил первый заказ на армейские грузовики. Это были военизированные бескапотные машины DG4/6, DG5/7,5 (4x4) и DG6/12 (6x6) из гражданской серии S образца 1936 г. грузоподъемностью 6,0, 7,5 и 10 т соответственно, оснащавшиеся дизельными двигателями "Гарднер" (Gardner) и съемными кабинами S10 с алюминиевой облицовкой и наблюдательным люком. На первой машине использовались мотор "Гарднер 4LW" (5,5 л, 68 л.с.), 5-ступенчатая коробка передач с дополнительным 2-ступенчатым редуктором, главная червячная передача, гидропривод тормозов и рессорная подвеска. На двух других устанавливался дизель 6LW (8,2 л, 102 л.с.). Таких машин было изготовлено 1750 экземпляров, которые поступали в британские войска в Северной Африке.

После войны вновь наступило длительное затишье, когда "Фоден", не принимавший участия ни в одном военном проекте, надолго лишился крупных заказов на армейские автомобили. Вместе с тем в небольших количествах в вооруженные силы страны поступали доработанные коммерческие грузовики и тягачи "Фоден" для доставки танков и тяжелых военных грузов. Среди них были балластный тягач FE6/70 (6х4) для буксировки 70-тонных прицепов (1953–54 гг.), партия бортовых автомобилей ТЕ (6x6) с кабиной S21 (1967 г.) и седельный тягач "Супер Холмастер" (Super Haulmaster) 6x6 с 4-местной кабиной (1977–79 гг.), рассчитанный на работу в составе автопоездов полной массой до 150 т. Последний получил американский 400-сильный дизель "Камминс" (Cummins) и 9-ступенчатую коробку передач.

Критическое положение фирмы "Фоден", оказавшейся к началу 70-х гг. на грани банкротства, заставило ее вновь предложить свои услуги Министерству обороны. Учитывая огромный опыт компании в создании тяжелой автомобильной техники, летом 1973 г. оно выдало заказ на 1000 многоцелевых авиатранспортабельных шасси грузоподъемностью 10–16 т и полной массой 22–32 т, выполненных по требованиям НАТО и получивших кодовое наименование "Юнивёрсал" (Universal). Эта гамма включала две серии — "автомобили ограниченной проходимости" LMV (Low Mobility Vehicles) и "автомобили средней проходимости" MMV (Medium Mobility Vehicles). В первую входили дорожные машины с колесными формулами 6x6 и 8x8, во вторую — вседорожные модели 6x6. Прототипы оснащались 14-литровым дизелем "Камминс" мощностью 323 л.с., но в производство пошли автомобили с английским 6-цилиндровым 12,2-литровым дизельным двигателем "Роллс-Ройс Игл" (Rolls-Royce Eagle) мощностью 220 и 305 л.с. На них использовались 9-ступенчатая коробка передач "Фуллер" (Fuller), мосты "Киркстолл" (Kirkstall) c главной червячной передачей, гидроусилитель рулевого управления, двухконтурный пневмопривод тормозов, рессорная подвеска, 24-вольтовое электрооборудование и цельнометаллическая кабина S90. Их максимальная скорость составляла 76–87 км/ч, запас хода — 500 км. В серию LMV входили также 16-тонные шасси FV-11701/02 (6x6) с правым или левым расположением органов управления и перегружателем стандартных контейнеров "Эмплиролл" (Ampliroll), 11-кубовые самосвалы FV-11703 и цистерны-топливозаправщики. Артиллерийские тягачи серии MMV (6x6) для буксировки 155-мм гаубиц FH70 оборудовали специальными надстройками с помещением для 9 человек орудийного расчета, кассетами для перевозки амуниции и 6-тонным гидрокраном для перегрузки боеприпасов. На этих шасси выпускались также ремонтно-эвакуационные машины. Крупный военный заказ позволил "Фодену" ввести в строй второй конвейер и до конца 1979 г. собрать 1200 автомобилей.

Несмотря на это, положение "Фодена" оставалось критическим, и в 1980 г. фирма вошла в состав транснационального концерна "Паккар" (Paccar), который стал определять всю ее дальнейшую деятельность. В сентябре 1984 г., после крупных организационных перемен и сокращения программы, "Фоден" получил заказ на 333 ремонтно-эвакуационные машины MMV (6x6) на 290-сильном шасси с новой кабиной S106 и 12,5-тонным гидрокраном. Для ВВС была построена партия аэродромных топливных цистерн 8x8 вместимостью 12,5 тыс. л. В 1988 г. последовал новый заказ на 400 "грузовых шасси средней проходимости" MMLC (Medium Mobility Load Carrier) на новом шасси "Фоден-4000" (8x8) с 340-сильным двигателем "Роллс-Ройс Игл", автоматической коробкой передач "Эллисон" (Allison), 25-дюймовыми односкатными шинами и перегрузочным устройством "Мультилифт" (Multilift) для сменных контейнеров. В специальном внедорожном исполнении IMMLC автомобиль имел габаритную ширину 2880 мм и оснащался шинами размером 20.5x50. Этот контракт был выполнен в 1993–97 гг., а в мае 2001 г. фирма получила заказ военного ведомства на 55 самосвалов MMV (6x6) полной массой 31 т с 10-кубовым кузовом, предназначенных для работы в странах с экстремальными климатическими условиями. Их базой стал новый коммерческий автомобиль "Альфа-3000" (Alpha), унифицированный с голландским ДАФ-85CF (DAF). Он представлял собой интернациональную конструкцию с 380-сильным дизелем "Камминс", 12-ступенчатой коробкой передач "Итон" (Eaton), раздаточной "Штайр" (Steyr), мостами "Сису" (Sisu) и шинами "Мишлен" (Michelin), в которой на долю "Фодена" приходились лишь рама да задняя подвеска
.

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 536958

Рейтинг: 0 Голосов: 0 636 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад