FOUR WHEEL DRIVE

14 марта 2012 - KLU4NIK

 

ФОР УИЛ ДРАЙВ


ФОР УИЛ ДРАЙВ

(FOUR WHEEL DRIVE, FWD)

Клинтонвилл/Милуоки/Даунерс Гроув

США

Китченер

Канада

1912–

Полное название компании "Фор Уил Драйв", более известной под аббревиатурой FWD (эф-дабл-ю-ди), переводится "привод на четыре колеса". Она считается первым в мире изготовителем полноприводных автомобилей, наибольшая часть которых долгое время поступала в вооруженные силы США.

В начале ХХ века в Клинтонвилле, штат Висконсин, ее основали выходцы из Германии Отто Захов (Otto Zachow) и Вильгельм (Уильям) Бессердих (Wilhelm Besserdich), которые решили применить в деле разработанные ими двойные шарниры равных угловых скоростей для привода передних управляемых колес автомобиля. В 1908 г. они построили опытное паровое шасси с колесной формулой 4x4, а через год собрали полноприводную 7-местную легковую машину "Бэджер" (Badger). Американское военное ведомство заинтересовалось ею и в 1911 г. провело испытания автомобиля. В марте следующего года первый 1,5-тонный грузовик "Фор Уил Драйв" (4x4) с 45-сильным мотором победил в пробеге Вашингтон–Индианаполис, а затем служил на мексиканской границе. Первые успехи доказали перспективность полного привода в военном деле. Так на многие годы главным направлением деятельности фирмы "Фор Уил Драйв" стало производство армейской вседорожной техники.

В 1912 г. компания "Фор Уил Драйв" по заказу военного ведомства США построила 3-тонный грузовик модели В с местом водителя над моторным отсеком, который стал прообразом многих последующих автомобилей. Он получил рядный 4-цилиндровый 6,4-литровый двигатель "Висконсин" (Wisconsin) мощностью 36 л.с., 3-ступенчатую коробку передач с шестернями постоянного зацепления в блоке с раздаточной коробкой и межосевым блокируемым дифференциалом, неразрезные мосты с коваными балками, двухконтурный механический привод всех колесных тормозов с наружными колодками и деревянные односкатные спицевые колеса с массивными шинами. В 1913 г. его серийное производство началось на новом заводе, а с поступлением крупных военных заказов эти машины собирали также фирмы "Киссел" (Kissel), "Пирлесс" (Peerless) и "Премьер" (Premier). В армиях разных стран автомобиль "Фор Уил Драйв В", выпущенный в количестве около 16 тыс. экземпляров, служил как многоцелевой грузовик, артиллерийский тягач, самосвал, автоцистерна, шасси для военного оборудования. В нескольких исполнениях он выпускался до 1937 г., получив 4-ступенчатую коробку передач, электрический стартер, закрытую кабину, дисковые колеса и пневматические шины.

Большинство последующих грузовиков "Фор Уил Драйв" являлись вариантами серии В. К ним относятся разработанные в середине 20-х гг. капотные 1,5- и 2-тонные версии с задними двускатными колесами и высокими упрощенными кабинами с прямоугольным капотом. В 1927–30 гг. в армию США поступали доработанные гражданские 2-тонные грузовики CU6 с 92-сильным мотором "Уокеша" (Waukesha) и не свойственной военным машинам хромированной облицовкой радиатора. В 1930 г. их сменили 2-тонные военные грузовики НН6 и 5-тонные М7 (4x4) с вынесенным в передний свес рамы силовым агрегатом и крупными фарами, укрепленными по бокам кабины. Их комплектовали 6-цилиндровыми двигателями "Уокеша" мощностью 73 и 127 л.с. соответственно, 4-ступенчатыми коробками передач "БраунЛайп" (Brown-Lipe), мостами "Фор Уил Драйв" или "Висконсин". Для замены серии В в армию поставили 240 таких машин. В 1932–33 гг. фирма построила прототипы бронеавтомобиля Т11 (4x4) со 115-сильным двигателем "Кадиллак" (Cadillac) V8, 5-ступенчатой коробкой и поворотной башней с пулеметами разного калибра. К концу 30-х гг. компания "Фор Уил Драйв" сформировала широкую гамму гражданских полноприводных автомобилей, но с началом Второй мировой войны так и не смогла получить от военного ведомства США крупные заказы. Первые контракты на поставку своих машин в Канаду и Великобританию фирма заключила лишь в 1941–42 гг. Они касались 3,5-тонных грузовиков и седельных тягачей с 5-тонным полуприцепом, выполненных на капотном коммерческом шасси HAR (4x4) с двигателем "Уокеша" (5,2 л, 88–95 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач "Фуллер" (Fuller) и одноступенчатой цепной раздаточной. Эта серия включала модели HAR-01 с 6,8-тонной лебедкой, размещенной за цельнометаллической кабиной, и HAR-03 без лебедки. Их собирали на головном предприятии в США и канадском заводе в Китченере, провинция Онтарио. На основе этих машин в 1943 г. началось производство 4-тонного армейского грузовика HAR-1, отличавшегося лишь характерным оперением, открытой кабиной с мягким верхом, стальным кузовом с тентом, задними двускатными колесами и передней лебедкой с тяговым усилием 4,5 тс. За два года фирма изготовила около 9 тыс. таких машин, поступавших в армии США и Великобритании.

Наиболее известными военными автомобилями "Фор Уил Драйв" стали бескапотные 5-тонные машины серии SU (SU-COE), выпускавшиеся в 1943–45 гг. для США и союзных стран. В отличие от гаммы HAR грузовики SU комплектовались 6-цилиндровым мотором "Уокеша" (8,5 л, 126 л.с.), всеми односкатными 20-дюймовыми колесами и обтекаемыми цельнометаллическими кабинами гражданского образца. Короткобазные артиллерийские тягачи SU-SPM (Special Prime Mover) получили открытую кабину с двумя откидными лобовыми стеклами. Индекс SU носили также 10-тонные капотные тягачи 6x6, построенные зимой 1945 г. в опытных образцах. В 1941–42 гг. в американские войска поступали и другие гражданские бескапотные машины "Фор Уил Драйв" с полезной нагрузкой 5–6 т, унифицированные с гаммой SU. Грузовики CU со 100-сильным дизелем "Камминс" (Cummins) использовались как тягачи, а длиннобазные 138-сильные шасси YU с двумя лебедками и краном служили в инженерных частях. За два последних военных года фирма собрала также около 200 грузовиков "Уайт-666" (White) и шасси "Брокуэй С666" (Brockway).

После войны компания "Фор Уил Драйв" заметно сократила свою гражданскую программу, давно требовавшую модернизации, а в армию продолжала поставлять 5-тонные грузовики серии НА, которые в 1955 г. заменили обновленной гаммой S500. К тому времени фирма, утерявшая лидерство в области машин 4x4 и попавшая в трудное финансовое положение, начала активные поиски новых сфер деятельности, которые позволили бы ей избежать конкуренции со стороны крупных корпораций. Так в военной программе "Фор Уил Драйв" появились шасси с колесными формулами 4x4, 4x4, 6x6 и 6x6 для кранов, экскаваторов, траншеекопателей, буровых установок, снегоочистителей и различных аэродромных машин, а также прототипы собственного джипа, построенного в 1954 г. для замены машин "ВиллисМВ" (Willys). Кратковременное мировое лидерство ей принесли разработки принципиально новых видов полноприводной вездеходной техники на пневматических катках, проводившиеся в 1955–58 гг. по заданию военного ведомства. Первым появился опытный транспортер ХМ357 "Терракрузер" (Terracruzer) 8x8 на двух 4-колесных тележках с ведущими эластичными катками низкого давления системы "Роллигон" (Rolligon) диаметром 1068 мм и шириной 1524 мм, приводившимися от 340-сильного двигателя "Континентал" (Continental) посредством автоматической 6-ступенчатой коробки передач "Эллисон" (Allison) и сложных зубчатых передач. В 1956 г. для ВВС США фирма собрала транспортер ММ-1 с механической 5-ступенчатой коробкой, измененной схемой привода катков и централизованной системой их подкачки, служивший для доставки ракет в труднопроходимых районах. Одновременно был создан седельный тягач "8-320В" с оппозитным 250-сильным мотором "Континентал" воздушного охлаждения, автоматической 4-ступенчатой коробкой и усиленными катками "Гудьир" (Goodyear). Он предназначался для перевозки на 2-осном полуприцепе ракет "Матадор" (Matador) длиной более 12 м. На испытаниях автопоезд достигал скорости 65 км/ч и преодолевал подъемы крутизной 60%. В 1957 г. построили последний облегченный низкорамный транспортер ХМ401, получивший новую систему привода и модернизированные катки. Все эти конструкции, оказавшиеся ненадежными, слишком сложными и тяжелыми, остались в экспериментальных образцах. Работу над ними фирма прекратила в декабре 1958 г., а неудача на долгое время лишила ее военных заказов.

Вновь попавшая в кризисное состояние, в 1959 г. компания "Фор Уил Драйв" смогла организовать выпуск новой и последней гаммы полноприводных автомобилей "Трэкшенир" (Tractioneer), а также создать специальные шасси для аэродромных пожарных машин. В начале 60-х гг. она предлагала варианты МВ-1А (6x6) и A/S32P-2 (8x8) пенного тушения с вместительной кабиной с лафетными стволами на крыше и в передней стенке, насосом с подачей 2300 л/мин и запасом воды до 8,7 тыс. л. Первый оснащался 340-сильным двигателем "Континентал", вторая машина полной массой свыше 30 т получила два таких же мотора, развивавших 680 л.с. Последняя попытка внедриться в военную область относится к концу 70-х гг. Малоизвестным остается факт, что в то время в разработке перспективного многоцелевого автомобиля, будущего "Хаммера" (Hummer), принимала участие и компания "Фор Уил Драйв". Она разработала собственный "модульный военный автомобиль" MMV (Modular Military Vehicle) 4x4 с простыми обтекаемыми формами, свойственными легковым машинам. Он предлагался в грузовом, грузопассажирском и санитарном исполнениях, оснащенных 100-сильным дизелем "Дойц" (Deutz) воздушного охлаждения, механической 4-ступенчатой коробкой, дифференциалами повышенного трения и гидроусилителем рулевого механизма. В конце 70-х и в 80-е гг. фирма поставила в вооруженные силы США и азиатских стран небольшие партии армейских капотных грузовиков и тягачей серии "Трэкшенир". Среди них были 7,5-тонный тактический грузовик RB441644 (44CT4) 4x4 и 13,5-тонный RB6621 (66СТ5) 6x6 с дизельными двигателями "Камминс" или "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) мощностью 230–275 л.с., собственными 10-ступенчатой коробкой передач и многодисковым механизмом блокировки дифференциалов.

В середине 80-х гг. в рамках программы создания танкового транспортера НЕТ фирма получила заказ на 200 седельных тягачей RB662158 (6x6) в вариантах 66ТТ50 и 66ТТ60 для буксировки полуприцепов с танками М60А1 или М1 "Абрамс" (Abrams) при полной массе автопоездов 70–86 т. Машины предлагались с различными дизельными моторами мощностью 330–435 л.с., 10-ступенчатой коробкой "Фуллер", мостами "Рокуэлл" (Rockwell) и лебедками с тяговым усилием 45 тс. По шоссе они развивали скорость 70 км/ч и имели запас хода 1000 км. С ними была унифицирована эвакуационная машина RB662144 (66WT22).

В последующее время компания "Фор Уил Драйв" предлагала военным лишь шасси для аэродромных пожарных машин с оборудованием фирмы "Сигрэйв" (Seagrave).

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 536952

Рейтинг: 0 Голосов: 0 793 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад