HORCH

9 марта 2012 - KLU4NIK

 

ХОРЬХ

ХОРЬХ

 

 

(HORCH)

 

Цвиккау

Германия/ГДР

1913–1958

Свою первую автомобильную фирму конструктор Август Хорьх (August Horch) основал в 1899 г., а через 10 лет, не сойдясь во мнениях с советом директоров по техническим вопросам, покинул ее и создал новую компанию "Ауди" (Audi). Тем временем все начатые Хорьхом разработки были продолжены, и к началу Первой мировой войны фирма "Хорьх" предлагала гамму легковых машин, пикапов и грузовиков, использовавшихся в германских вооруженных силах. Основным армейским грузовиком стала 3,5-тонная модель KL (25/42PS) образца 1913 г. с 40-сильным мотором и цепным приводом. Позднее она получила двигатель мощностью 50 л.с., а ее грузоподъемность возросла до 5 т. За время войны их изготовили 426 экземпляров. Способность фирмы "Хорьх" создавать нестандартные машины подтвердил короткобазный артиллерийский тягач ZU с 80-сильным мотором и задними ведущими колесами диаметром 1,8 м с высокими косыми грунтозацепами. В 1914–18 гг. их построили 154 штуки.

Свое намерение войти в число главных поставщиков военной автотехники фирма продемонстрировала еще в период затишья в этой области, начав в середине 20-х гг. работу над перспективным грузопассажирским автомобилем повышенной проходимости "Хорьх-8 Тип 40" (6x6). Он получил рядный 8-цилиндровый мотор мощностью 65 л.с., 4-ступенчатую коробку передач, 2-ступенчатый редуктор-демультипликатор и неразрезные ведущие мосты с блокируемыми дифференциалами, подвешенные на двух продольных балансирных рессорах. В 1926–28 гг. их сделали 60 экземпляров, но в дальнейшем 3-осный "Хорьх" развития не получил.

С приходом к власти фашистского режима и милитаризацией экономики страны фирма "Хорьх" уверенно заняла одно из лидирующих мест в производстве многоцелевых легких и средних армейских машин. Эта деятельность началась с создания разведывательных "кюбельвагенов", выполненных на стандартных легковых машин с упрощенными открытыми кузовами без дверей, креплениями для стрелкового оружия, дополнительными канистрами, шанцевым инструментом, специальным навесным оснащением, отсеком для амуниции и "вездеходными" шинами. В 1933–40 гг. на шасси "830" фирма выпускала "кюбельвагены" моделей "830R" и "830Bk" с разными двигателями V8 (3,0–3,5 л, 70–82 л.с.), узлами шасси, видами кузовов и параметрами. В зависимости от комплектации и назначения они имели военные индексы от Kfz.12 до Kfz.17. На некоторых монтировали упрощенные прямоугольные деревометаллические кузова для радиостанций и перевозки раненых. Среди высшего германского офицерского состава популярность приобрели также комфортные легковые автомобили "Хорьх830В", "830BL" и "930V" с разными кузовами.

В середине 30-х гг. в соответствии с программой германского военного ведомства о создании и внедрении стандартизованных полноприводных автомобилей серии "Айнхайтс" (Einheits) фирма "Хорьх" получила статус головного разработчика многоцелевых "легковых" вариантов Einheits-PKW (4x4). Технической основой этих машин стали построенные в 1932–34 гг. опытные штабные автомобили "740" и "770" (4x4) с рядным 8-цилиндровым мотором (4,9 л, 100 л.с.), межосевыми блокируемыми дифференциалами, централизованной смазкой шасси и задними двускатными колесами. В 1937 г. началось изготовление первого семейства "Хорьх-901" (4x4) с колесной базой 3100 мм, в котором использовались основные агрегаты от легковой модели "930V". В 1940–43 гг. фирма выпускала его двойник "Хорьх-901 Тип 40" с 12-вольтовым электрооборудованием (вместо 6-вольтового). Оба комплектовались бензиновым мотором V8 (3,5 л, 80 л.с.), разными 4-ступенчатыми коробками передач, независимой подвеской на двойных поперечных рычагах и пружинах, блокируемыми дифференциалами, гидроприводом всех колесных тормозов и 18-дюймовыми шинами. Это были тяжелые "большие кюбельвагены", предлагавшиеся как тягачи Kfz.12 с открытым 4-местным стальным кузовом без дверей и штабные автомобили Kfz.15 с 4 боковыми дверями, тентом и целлулоидными боковыми стеклами, задним грузовым отсеком и укрепленными в нишах кузова свободно вращавшимися запасными колесами. Многоцелевой вариант Kfz.16 не имел боковых "запасок", а полевая радиостанция Kfz.17 снабжалась закрытым деревометаллическим кузовом. Их собирали также фирмы "Вандерер" (Wanderer) и "Опель" (Opel), а "Хорьх" в 1940–42 гг. предлагал также командирский, представительский и парадный вариант "Тип 40 Кабриолет" (Cabriolet) 4x4 с 90-сильным мотором. Все они имели полную массу 3,3–3,7 т, полезную нагрузку 320–980 кг, развивали скорость 90–95 км/ч. Из общего количества 31 тыс. автомобилей серии "901" на долю "Хорьха" пришлось около 15 тысяч.

Второе семейство стандартизованных армейских автомобилей "Хорьх-108" (4x4) грузоподъемностью 1,0–1,1 т и полной массой 4,3 т представляло собой новое явление в мировом военном автомобилестроении. Их главными особенностями были унифицированные рамные шасси с возможностью установки силового агрегата V8 спереди или сзади, все ведущие и управляемые колеса на независимой подвеске, характерная внешность с коротким широким капотом и боковыми вращавшимися запасными колесами. По общей конструкции все они были унифицированы с серией "901", но снабжались разными типами двигателей и 5-ступенчатыми коробками передач, механическим или гидравлическим тормозным приводом. На первой серии "108а" (1937–38 гг.) устанавливался мотор от гаммы "901" (3,5 л, 80 л.с.), на второй "108 Тип 1а" (1939–40 гг.) — 3,8-литровый 81-сильный, а на третьей "108 Тип 40" (1940–42 гг.) его мощность повысили до 90 л.с. На вариантах "108b", "108 Тип 1b" и "108 Тип 40" управляемыми были только передние колеса. Автомобили выпускались в многоцелевом исполнении Kfz.18 с открытым 4-дверным кузовом, как 8-местный транспортер Kfz.70 с 20-мм зенитной пушкой, прожекторная установка Kfz.83, радиостанция Kfz.24 и санитарная машина Kfz.31 с закрытыми кузовами. Все имели один размер колесной базы 3000 мм и по шоссе двигались со скоростью 80–90 км/ч. В целом было построено 8135 таких машин. Аналогичные автомобили собирал немецкий филиал компании "Форд" (Ford).

При проектировании машин "Хорьх-108" была заложена возможность использования унифицированных с ними укороченных на 200 мм заднемоторных шасси "801" для легких бронемашин со сварными корпусами на 2–4 членов экипажа. Выпуск первой серии А с базовым мотором V8 (3,5 л, 75 л.с.) начался в 1935 г., и только в 1941 г. на смену ей пришло исполнение В с более мощным силовым агрегатом (3,8 л, 81 или 90 л.с.). По общей конструкции шасси не отличались от серии "108", включая рулевой привод на все колеса. Бронемашины предлагались в башенных вариантах Sd.Kfz.221 и Sd.Kfz.222 с одним пулеметом и 20-мм пушкой (иногда — 28 мм) соответственно, бронеавтомобиль Sd.Kfz.223 дополнительно получил радиостанцию, а безбашенные машины Sd.Kfz.260 и Sd.Kfz.261 выполняли штабные функции. Их боевая масса составляла 4,0–4,8 т, скорость до 85 км/ч. В общей сложности в 1935–43 гг. было изготовлено 2118 бронемашин плюс 20 опытных образцов Sd.Kfz.247/1 на "нормальном" шасси "108". В 1943–45 гг. предприятия "Хорьх" собрали также свыше 7 тыс. полугусеничных транспортеров Hkl6 (Sd.Kfz.11), носивших марку "Ауто Унион" (Auto Union).

По окончании войны завод "Хорьх" в Цвиккау оказался в советской оккупационной зоне и был национализирован. Уже в 1946 г. там начался выпуск 3-тонного грузовика "Хорьх Н3", за основу которого был принят автомобиль "Ауто Унион-1500S". В начале 50-х гг. было собрано 30 армейских машин Н1К с 80-сильным мотором V8, идентичных автомобилям "Хорьх-901". Выпускавшиеся затем грузовики H3A и H3S применялись в Народной армии ГДР. Весной 1958 г. завод был переименован в "Заксенринг" (Sachsenring)
.

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 536946

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1015 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад