LATIL

24 февраля 2012 - KLU4NIK

 

ЛАТИЛЬ


ЛАТИЛЬ

(LATIL)

 

Леваллуа-Перрэ/Сюрэн

Франция

1908–1955

Первый в мире переднеприводный автомобиль в 1898 г. построил французский изобретатель Огюст Жорж Латиль (August Georges Latil, 1878–1961). Эта легкая 2-местная повозка снабжалась 2-цилиндровым мотором "Де Дион-Бутон" (De Dion-Bouton), расположенным поперечно и вращавшим передние колеса короткими валами с простыми карданными шарнирами. Не имея возможности создать работоспособный механизм привода управляемых колес, 

Латиль придумал так называемый моторный передок — одноосную моторную тележку, которая устанавливалась под рамой машины с грузовой платформой и местом водителя. Первые же испытания на местности доказали ее полную беспомощность, поэтому в своих конструкциях для армии Латиль использовал более надежное жесткое крепление всех агрегатов на шасси, сохранив передние ведущие и управляемые колеса.

Первый армейский автомобиль Латиля был представлен на конкурсе грузовиков 31 мая 1908 г. Это была 4-тонная машина с прямоугольным капотом и высоким расположением грузовой платформы, в передней части которой установили 16-сильный двигатель, приводивший передние колеса. Грузовик "Латиль 16CV" весил 3350 кг и развивал скорость около 20 км/ч. Во время войны подобные машины мощностью 30–35 л.с. использовали в артиллерийских подразделениях. С 1909 г. новым владельцем фирмы "Латиль" и главным конструктором был инженер Шарль Блюм (Charles Blum). Он взялся за совершенствование системы Латиля, но одновременно ввел в программу обычные автомобили классической компоновки. Главной заслугой Блюма считаются тяжелые грузовики и тягачи с приводом на все колеса, поставлявшиеся в основном во французскую армию. Первый расчет такого автомобиля он опубликовал в 1912 г., теоретически обосновав его преимущества над обычными конструкциями по проходимости и тяговым качествам. Для фирмы "Латиль", уже освоившей механизм переднего привода, создание таких конструкций не составляло больших трудностей: система привода передних колес была использована и для задних, что сделало их не только ведущими, но и управляемыми. Крутящий момент передавался на них длинным продольным валом. Первые такие автомобили, носившие марку "Латиль-Блюм", были построены в 1911–12 гг. и в марте 1913 г. поступили на военные испытания.

Первым из них был артиллерийский тягач модели ТН (4x4) с передними управляемыми колесами, задней лебедкойкабестаном, короткой грузовой платформой и массивным утюгообразным капотом, под которым располагался 4-цилиндровый мотор (6,1 л, 30 л.с.). Все колеса устанавливались на неразрезных осях и приводились качающимися валами от укрепленных на раме машины главных передач с механической блокировкой дифференциалов. При собственной сухой массе 6 т тягач мог буксировать тяжелую пушку или 2–3 прицепа полной массой 15–19 т. В 1914 г. его развитием стал более прочный вариант ТР с 35-сильным двигателем, который, благодаря цельнометаллическим колесам большого диаметра с литыми резиновыми ободами, обладал повышенной проходимостью. При полезной нагрузке 4–5 т тягач мог работать в составе автопоезда полной массой до 16 т. Во французской армии эти машины использовались для буксировки крупнокалиберных орудий, перевозки боеприпасов и амуниции, они служили базой для бронемашин, а в аэростатных частях их применяли как передвижные лебедки.

В марте 1913 г. на испытания был представлен второй артиллерийский тягач со всеми ведущими и управляемыми двускатными колесами большого диаметра, который по праву считается одним из самых революционных автомобилей начала ХХ века. Это была модель TAR, оборудованная 4-цилиндровым двигателем (7,2 л, 40 л.с.), способным работать на бензине, бензоле или спирте, конусным сцеплением, 6-ступенчатой коробкой передач, обоими неразрезными ведущими мостами, тремя дифференциалами и рессорной подвеской. Тягач весил 5,8 т, мог перевозить 2 т грузов, обладал высокой проходимостью, преодолевая 55-процентные подъемы, служил для буксировки пушек или прицепов полной массой до 36 т, развивая скорость 12–17 км/ч. Во время Первой мировой войны появился оригинальный опытный вариант этой машины с четырьмя ведущими и управляемыми гусеницами. До конца войны было собрано около 2 тыс. автомобилей серии TAR.

В послевоенное время фирма "Латиль" поставляла в армию многочисленные модели своих грузовиков классической конструкции с полезной нагрузкой 1,5–8,5 т (модели М-1В, М-2В, FB-6, V3), однако наибольший интерес представляют специальные разработки этой фирмы. Развитием долес с 18-дюймовыми шинами и гидроприводом тормозов. При собственной массе около 2,5 т он достигал скорости 60 км/ч. Несмотря на достаточно крупные заказы от французской армии, до июня 1940 г. успели построить лишь опытные образцы, но затем мелкими партиями тягач выпускали до 1945 г. В общей сложности таких машин было изготовлено около 900 экземпляров. В небольших количествах фирма выпускала его 3-осный вариант М-7Z1 (6x6). Самым оригинальным автомобилем предвоенного периода стал опытный образец ремонтноэвакуационной машины М-4ТХ (8x8) с передними и задними управляемыми колесами. Она получила рядный 6-цилиндровый двигатель (11,2 л, 140 л.с.), 8-ступенчатую трансмиссию, лебедку, кран-балку и заглублявшийся в грунт массивный стальной упор. Автомобиль, развивавший тяговое усилие до 100 тс, мог вытаскивать из грязи 30-тонный танк B-1bis с заблокированными гусеницами, намного превосходя возможности всех других подобных машин. На шоссе его максимальная скорость составляла 42 км/ч. Получив в 1939 г. заказ на 100 эвакуаторов М-4ТХ, "Латиль" так и не успел организовать их производство. Параллельно фирма работала над созданием экономичных дизельных двигателей, газогенераторных машин, грузовиков с кабиной над двигателем и автобусов, но все эти работы на несколько лет были прерваны войной.

С наступлением мира спрос на военную технику резко снизился и фирма занялась производством унифицированной гаммы грузовиков с полезной нагрузкой 4–7 т, для которых было создано несколько типов дизельных двигателей и обтекаемых кабин над двигателем. Некоторые машины поступали на вооружение французской армии и ВВС, где их использовали на транспортных операциях и для буксировки самолетов. Между тем в 1947 г. Генштабом сухопутных войск Франции была принята программа "Армет" (Armet) по созданию легких 2- и 3-осных полноприводных многоцелевых автомобилей грузоподъемностью 750–1500 кг. За основу новых машин фирма "Латиль" взяла свой самый совершенный вариант М-7Т1, еще в 1946 г. выпущенный в модернизированной версии М-7Т1L. Она-то и стала базой созданного годом позже 1-тонного автомобиля М-17Т1 с мотором "Форд" (Ford) V8 (3,9 л, 95 л.с.), предлагавшегося как легкий грузовик и штабной вариант. В трудное послевоенное время его долго испытывали и переделывали, но выпуск так и не был налажен. Для объединения сил фирмы "Латиль" и "Гочкисс" (Hotchkiss) 17 декабря 1953 г. подписали соглашение о сотрудничестве в области армейских автомобилей. В результате через год появился прототип многоцелевого 1,5-тонного грузовика М-18Т2 со 100-сильным двигателем "Гочкисс". До момента, когда в декабре 1955 г. фирма "Латиль" вошла в состав созданной компанией "Рено" (Renault) группы САВИЭМ (SAVIEM), было собрано 115 армейских версий новой модели. После этого некоторые автомобили "Латиль" продолжали выпускать под маркой САВИЭМ, в том числе ряд тягачей серии TL двойного назначения. Затем их производство приобрела военно-промышленная группа "Крёзо-Луар" (Creusot-Loire), у которой его выкупила фирма "Бримон" (Brimont), принявшая эти автомобили за основу своих военных и гражданских машин.

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 536909

Рейтинг: 0 Голосов: 0 552 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад