Музей электрического транспорта Санкт-Петербурга

22 ноября 2011 - KLU4NIK

 



Этот музей — структурное подразделение Спб ГУП «Горэлектротранс», содержащее на балансе собрание экспонатов, демонстрирующих этапы развития электротранспорта на территории Санкт-Петербурга. Основу коллекции составляют экземпляры основных моделей трамваев и троллейбусов, массово использовавшихся в Санкт-Петербурге, эксплуатация которых была прекращена.

Музей располагается на территории 
бывшего трамвайного парка № 2 по адресу Средний проспект Васильевского острова, 77. Коллекция занимает два из трёх исторических корпусов депо, откуда в 1907 году вышел первый трамвай Санкт-Петербурга. В настоящий момент рассматривается вопрос о ликвидации коллекции. Давайте посмотрим, чего может лишиться Санкт-Петербург из-за жадности и недальновидности чиновников и инвесторов.



1. Я отправился на обычную экскурсию, которую проводит музей. Посетителей встречает Дарья. Она знает все о каждом экспонате и готова часами рассказывать про общественный транспорт.



2. В музее она работает уже около двух лет. В её рассказе чувствуется, что она всей душой болеет за экспозицию.



3. Каждый экспонат имеет свою историю, в каждом есть свои характерные особенности и нюансы. Например, эта надпись появилась, когда трамвай массово пошел в народ и на нем стал ездить пролетариат, который культурой не слишком обладал.



4. Рабочее место вагоновожатого отличалось весьма спартанскими условиями работы. У него не было сиденья, а сам вагон не отапливался. Поэтому зимой приходилось ездить с открытым передним окном, иначе оно покрывалось коркой льда, сквозь которую ничего не было видно.



5. Интерес к истории городского транспорта возник в России относительно недавно — в 1970-х годах, когда начали появляться первые коллекции отдельных экземпляров техники. 29 сентября 1967 года в старейшем трампарке им. Леонова был открыт музей трамвайной истории — первый музей подобного типа в стране. И только в 1990-е годы началась активная работа по организации центрального музея трамваев. Группа энтузиастов во главе с Ананьевым А.Ю. стала подготавливать восстановление ретроподвижного состава трамвая.



6. Фактически музейная коллекция ведёт свою историю с 1997 года. К празднованию 90-летия Санкт-петербургского трамвая были отреставрированы почти все основные образцы трамваев, работавших в Санкт-Петербурге. А уже в 2000 году начало формироваться центральное музейное предприятие: вагоны были размещены в ангаре трамвайного парка № 2 на Среднем проспекте Васильевского острова.



7. Рассказ Дарьи с удовольствием слушают как взрослые, так и множество детей, пришедших на экскурсию.



9. В музее скрупулезно воссозданы все детали интерьера вагонов и их внешний вид. А вот начинка в большей степени выполнена из новых материалов, которые отвечают современным стандартам безопасности, в первую очередь, пожарной. Весь подвижной состав находится в рабочем состоянии и имеет право перевозить пассажиров, что выгодно отличает его от других музеев в России.



10. В музее есть и статичные экспонаты: архивные документы и фотографии, карты, макеты конки и трамваев, образцы форменной одежды работников трамвая, подлинные кассовые аппараты. Часть восстановленного подвижного состава до 2010 года не имела должного ухода или даже хранилась за пределами музея под открытым небом. По состоянию на январь 2011 года все экспонаты размещены в двух корпусах парка.



11. А вот так пролетариат ездил на заднем сиденье: ноги в проход, обнимая девушек и обязательно лузгая семечки.



12. После появления осенью 2009 года информации о возможном закрытии музея начались акции протеста горожан, несогласных с решением чиновников. Но к этому мы чуть ниже вернемся.



13. 21 мая 2011 года музей впервые принял участие в акции Ночь музеев. В ночь с 21 на 22 мая в рамках акции навстречу друг другу от пл. Труда и ул. Бакунина курсировали троллейбусы ЯТБ-1 и МТБ-82 соответственно. А на небольшой круг около депо вышел ретротрамвай. Оценив километровую очередь, я даже не стал тогда пытаться на него попасть. За ночь музей посетило 2707 человек по единому билету. 301 человек прокатился на ретро-троллейбусах.



14. Как я уже говорил, все вагоны, находящиеся в музее — действующие и могут передвигаться своим ходом.



15. Над их реставрацией работает команда волонтеров, которые вкладывают свою душу, а чаще всего и деньги, чтобы заново вдохнуть жизнь в экспонаты, порой достающиеся музею в очень плачевном виде.



16. Самый длинный трамвайный вагон — ЛВС-89 №3076. В 1990 году был занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Ныне пальма первенства принадлежит ЛВС-2009.



17. История с закрытием музея началась в 2009 году, когда губернатором Санкт-Петербурга была высказана идея отдать территорию трампарка под застройку. Планировалось создать ряд коммерческих объектов, включая офисы и гостиницы, конгресс-центр, телефабрику и концертный зал — «Дворец искусств».



18. Дальше закрутилась бюрократическая машина по уничтожению памятников и по подготовке земель к застройке. 18 февраля 2009 года петербургским парламентом был утверждён запрос губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко о судьбе музея. В частности, обращалось внимание на заявления губернатора о сохранении музея и свободного доступа к нему на территории трамвайного парка № 2 при реализации инвестиционных проектов.



19. 27 ноября 2009 года было объявлено об утверждении заседанием Градостроительного совета концепции застройки территории. Возможность сохранения музея и подвижного состава в нём в качестве экспонатов в опубликованном проекте не предусмотрена: либо трамваи будут оставлены на территории комплекса в статичном состоянии (с демонтажом подъездных путей), либо музей будет выведен за пределы застраиваемой территории.



20. Представители общественной организации «Петербуржцы — за общественный транспорт» отнеслись к проекту застройки территории парка скептически, пояснив, что трёх полусараев не хватит для размещения всех экспонатов и что из-за нехватки места фонды музея будут уничтожены.



21. Градозащитники обращались в Прокуратуру Петербурга, в Общественную палату и в Министерство культуры с требованием принять меры в связи с многочисленными грубыми нарушениями законодательства. Письма в защиту наследия направили также Михаил Борисович Пиотровский и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), однако ответа не последовало.



22. 11 июля 2011 года правительство Санкт-Петербурга подписало соглашение о государственно-частном партнерстве между Санкт-Петербургом и ЗАО «Инвестстрой» о проектировании, строительстве и последующей эксплуатации общественно-делового центра «Дворец искусств». Судьба музея до сих пор не определена.



23. Вернемся немного к истории. После переезда музея на Васильевский остров была начата реставрация старой техники. Если трамваи восстанавливались в депо, то все работы над троллейбусами проводились на территории троллейбусного завода силами тех же волонтеров. Первым стал троллейбус ЯТБ-1, найденный в Ленинградской области на дачном участке — на данный момент единственный сохранившийся в мире экземпляр. Реставрация шла четыре года.



24. Экспонаты порой находятся в самых разных местах. Большинство — в качестве сараев на дачах, но встречаются и просто гниющие на свалке кузова.



25. Остатки вагона покупаются (или обмениваются на эквивалентную бытовку) и вывозятся в музей. Иногда удается найти те образцы (как с ЯТБ-1), которые уже считались погибшими. На фото — прицеп от троллейбуса МТБ. Это экспериментальное решение, в серию оно так и не запускалось.



26. Некоторым экспонатам, как этим кранам, везет больше — в музей они приехали своим ходом.



27. Во всем цивилизованном мире технические музеи — неотъемлемая часть культуры общества. В их развитие вкладываются огромные деньги. Но все это приходит с пониманием того, что свою историю надо любить и уважать.



28. Этот троллейбус долгое время стоял на территории тренировочной базы Зенита, где недовольные болельщики выскоблили надпись.



29. При реставрации демонтируется все оборудование, снимается обшивка до рамы кузова. Она реставрируется в первую очередь — заменяются сгнившие фрагменты. При этом имитируется клепка и другие особенности производственных процессов соответствующего времени.



30. Далее на готовую раму начинается монтаж отреставрированного оборудования, обшивки и интерьера. Иногда из нескольких вагонов собирается один, но действующий. Электродвигатели чаще всего ставятся родные, прошедшие капитальный ремонт с перемоткой. А все электрическое оборудование по мере возможности производится заново по современным стандартам и отвечает жестким правилам пожарной безопасности.



31. Сейчас в работе находится уникальный рельсосварочный аппарат. Он тоже будет полностью восстановлен (включая гидравлику станка), кроме собственно сварочной головки. Работы продолжаются, несмотря на неопределенность с музеем.



32. Работники музея делают все, чтобы его сохранить. К сожалению, с чиновниками родного города бороться трудно. А те, ослепленные очередной коммерческой застройкой, запросто могут выкинуть уникальные экспонаты на улицу.



33. Очень хочется надеяться, что этого не произойдет.

Автор Александр Попов

 

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 536776

Рейтинг: 0 Голосов: 0 941 просмотр

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад