Желая в нескольких словах представить читателю серию рисунков наших исторических автомобилей как раз в то время, когда весь мир отмечает сотую годовщину появления этого нового средства транспорта, "можно выразить надежду, что такой наш вклад в этот знаменательный юбилей в истории транспорта вызовет положительный отклик среди читателей.
Сто лет - это такой промежуток времени, который в истории человечества означает весьма мало, но зато в истории промышленности он представляет собой большие сдвиги, благодаря усилиям огромного трудового коллектива людей, нескольких поколений рабочих, техников и конструкторов, которые все свои способности, сноровку и ум отдавали на пользу общего дела, которые никогда не жалели ни сил, ни времени для усовершенствования нового транспортного средства.
Весь процесс развития человеческого общества и весь его прогресс во всех сферах деятельности характеризуется непрерывным стремлением как можно быстрее преодолеть расстояния, освободиться от зависимости капризов природы, перемещаться без ограничений и как можно с меньшими усилиями. Поэтому не удивительно, что к таким явлениям, которые нашли отражение, прежде всего, в экономической области нашего века, бесспорно, относится развитие моторизации. Моторные средства транспорта сами по себе занимают все большее количество людей во всех отраслях, а транспорт вообще, в связи с углубляющимся общественным разделением труда, стал одним из ключевых областей человеческой деятельности. Быстрым оперативным и удобным средством транспорта на короткие и средние расстояния в двадцатом веке стал автомобиль. Только он имеет возможность в абсолютном большинстве случаев обеспечить перевозку людей и товаров "от дверей к дверям" удобно, без перегрузки и пересадки. Именно поэтому производство автомобилей и автодорожный транспорт со времени своего появления прошли чрезвычайно быстрым развитием.
В течение ста лет своего существования в человеческом обществе автомобиль завоевал себе постоянное место. Несмотря на то, что в самом начале он отвергался как бесполезная техническая игрушка, уже в течение первой половины двадцатого века он превратился в наиболее распространенное средство индивидуального транспорта, и стал неоценимым помощником человека. Привлекательность легкого автомобиля, как средства быстрого и удобного транспорта для самых широких слоев населения, содействовала бурному развитию моторизации. Без автомобиля трудно себе представить сейчас любую сферу человеческой деятельности. Грузовые автомобили перевозят грузы по дорогам и в бездорожье, трудятся на строительных площадках и карьерах, работают в области энергетики и сельского хозяйства. Автомобили снабжают города и деревни продуктами. Автобусы перевозят ежедневно сотни тысяч пассажиров как внутри, так и на линиях междугородных и международных рейсов.
Но автомобиль является не только транспортным средством, а и кормильцем десятков миллионов людей во всем мире, которые принимают участие в его производстве, продаже, эксплуатации и ремонте. Поэтому вполне логично то, что автомобильная промышленность считается одним из важнейших параметров общего экономического развития страны. Огромный размах этой важной, весьма зрелой в техническом и организационном отношениях отрасли промышленности в обратной связи воздействует на технический уровень и производство широкой шкалы сопряженных отраслей, а в промышленно развитых странах автомобили составляют весьма значимую статью во внутренней и внешней торговле.
Вместе с тем развитие автомобилизма несет с собой некоторые, главным образом, общественные и экологические негативные последствия. Но об этом в настоящей статье говорить не будем. А коснемся немного истории тех прекрасных быстроходных машин, которые стали ежедневными нашими спутниками.
Наши прадавние предки в течение нескольких столетий задумывались над тем, как бы построить транспортное средство, которое могло бы передвигаться без помощи человека и животного. Наши прадеды эту идею осуществили в течение нескольких десятилетий, построив первые кареты без коня, которыми мы сейчас восхищаемся в музеях. Наши деды уже думали над тем, как сконструировать и изготовить мощный, и вместе с тем надежный и дешевый автомобиль. Предшествующее поколение техников освободило производство автомобилей от излишнего физического труда, передало как можно больше операций машинам и ввело в производственный процесс первые промышленные роботы и манипуляторы.
Технический прогресс во всем мире идет вперед семимильными шагами. В этом случае подходит изречение Яна Неруды: "Кто на недолго остановился, тот уже отстал".
Но нам нужно найти немного времени и остановиться хотя бы на момент, чтобы с мастером своего дела Вацлавом Западликом оглянуться на тот период, когда автомобиль приобрел свой основной вид, когда наступила эра наибольшего расцвета кузовостроительных фирм, которые в объявлениях призывали своих будущих владельцев автомобилей: "Закажите для своего автомобиля кузов по своему выбору! Ведь и одежду отдаете шить по заказу у своего портного, а не покупаете в магазинах готового платья!"
Наша страна относится к числу тех стран, которые с самого начала принимали значительное участие в развитии производства автомобилей Уже в 1898 году Копрживницкий завод выпустил первый автомобиль под названием "Президент". Потом последовало множество прогрессивных решений автомобилей, включившее тем самым Копрживницкий автозавод в число передовых заводов в истории моторизации в мире.
В том же году слесарь Йосеф Вальтер в небольшой мастерской на Смихове начал ремонтировать весы и велосипеды. А уже в 1909 г. там возник первый народный автомобиль у нас - трехколесная машина "Вальтер", спустя четыре года, на новом заводе в районе Праги - в Йиноницах было освоено серийное производство легковых автомобилей.
В 1905 году из ворот Младоболеславского завода Л&К, переименованного позже в завод "Шкода", конструкция которого с самого начала была направлена на выпуск транспортного средства для широких слоев населения, вышел первый автомобиль "Лауринка". Сотни тысяч успешных автомобилей с окрыленной стрелой в знаке являются доказательством того, что замысел удался.
Изделия пражского завода "Велокс", находящегося в районе Карлин, были известны как автомобили-такси не только в Праге, но и в Москве. Их популярности также способствовало оригинальное решение трехступенчатой коробки передач с шестернями постоянного сцепления и с переключением передач при посредстве фрикционных муфт.
В 1907 году "Первый чешско-моравский машиностроительный завод" в Праге, район Либень, выпускает первый автомобиль "Прага", изготовленный по лицензии французской фирмы "Харрон". Но вскоре "праговки" освобождаются от иностранных конструкционных влияний и, благодаря надежности и выносливости, делают честь рекламному лозунгу - "Автомобиль на сотни тысяч километров".
В этом же году, в городе Либерце, открывается завод по производству автомобилей "РАФ", который в течение пяти лет своего существования сумел завоевать мировую славу изготовителя необычно качественных автомобилей, и, как единственный в Центральной Европе, выпускает двигатели с золотниковым (бесклапанным) механизмом газораспределения.
Автомобили "Аэро" прославились своей долговечностью и спортивной выносливостью на многих состязаниях и пробегах на дальние расстояния, которые стали незабываемой страницей нашей автомобильной истории, также, как и надежностью в ежедневной эксплуатации. Эта марка была также первооткрывателем популярного в настоящее время привода на передние колеса.
Аналогичной концепции придерживалась также и "Чехословацкая збройовка" (оружейный завод в Брно), которая прославилась, главный образом, в области создания двухтактных двигателей. Высокая мощность гоночных автомобилей "З" тогда весьма удивляла специалистов, а общественность давала высокую положительную оценку маловзыскательным в эксплуатации серийным автомобилям.
Завод им. инж Ф. Янечка начала выпускать в 1934 году небольшие автомобили "Ява" с двухтактным двигателем по лицензии ДКВ. Она служила вызовом для других заводов и вместе с заводом "Татра" принадлежала к изобретателям обтекаемых автомобилей. Не отставал от них и Простейовский завод по производству сельскохозяйственных машин им Вихтерле и Коваржик. Автомобили этого завода с маркой "Виков" отличались целым рядом прогрессивных элементов автомобильной конструкции
Итак, мы могли бы продолжить перечень автомобильных изделий наших изготовителей. Но практически невозможно перечислить все марки, которые возникали из вдохновения и желания открыть что-то новое. Многие из этих машин мы знаем только по пожелтевшим фотографиям и эскизам архивных документов, потому что они не сохранились до наших дней. Однако, опыт, накопленный в процессе их создания и эксплуатации, составляет неотделимую составную часть нашей автомобильной истории.
Серия картин Вацлава Западлика, нежные и пленительные рисунки которого знают все почитатели исторических автомобилей, продемонстрирует вам подбор красивейших кузовов автомобилей своего времени, кузовов "шитых на меру". Автору часто приходилось опираться на скудные исходные данные, а при этом он старался автомобили "поставить" так, чтобы как можно больше выделялись его грандиозные линии.
Это была нелегкая работа, она заняла бесчисленное множество часов и большую долю терпеливости. "Терпение, - как говорит пословица, - дает умение". Будет надеяться, что эта серия рисунков принесет много радости всем, кто питает любовь к этим старым, но в то же время бессмертным победителям над временем.
Инж. Станислав Минаржик
Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 536453