PRAGA

3 апреля 2012 - KLU4NIK

 

ПРАГА


ПРАГА


(PRAGA)

 

Прага

Австро-Венгрия/Чехословакия/ЧССР/Чехия

Братислава

Словакия

1908–

Гражданские и военные автомобили марки "Прага" выпускались с начала ХХ века на различных предприятиях Пражского региона. В марте 1907 г. крупные австро-венгерские предприятия — "Первый чешско-моравский машиностроительный завод" (Prvni ceskomoravska tovarna na stroje) и компания Франца Рингхоффера (Franz Ringhoffer) — подписали соглашение об образовании "Пражского автомобильного завода" (Prazska tovarna na automobily), который начал собирать машины марки "Прага". После ряда преобразований в 1927 г. это предприятие стало автомобильным отделением чехословацкого машиностроительного концерна "Ческоморавска-Кольбен-Данек" (CeskomoravskaKolben-Danek), более известного впоследствии как ЧКД (CKD).

В австро-венгерские вооруженные силы легковые автомобили "Прага" поступили уже в 1908 г. Первым грузовиком, созданным для армии, стал простой 5-тонный автомобиль "Прага V" (Vojensky) классической компоновки, который разработал инженер Франтишек Кец (Frantisek Kec). Он получил рядный 4-цилиндровый двигатель (6,85 л, 40 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач и цепной привод задних колес с литыми шинами. Грузовик мог буксировать 3-тонный прицеп и развивал скорость 16 км/ч. В Праге его выпускали в 1911–20 гг., и параллельно по лицензии машину собирал венгерский завода "Раба" (Raba). Во время Первой мировой войны в небольших количествах в армии применялись капотные грузовики "Прага" серий L, T, R и N с моторами мощностью 28–50 л.с., цепным или карданным приводом, перевозившие 2–5 т грузов. В 1915 г. фирма изготовила несколько тяжелых заднеприводных артиллерийских тягачей "Тип I" с широкими металлическими колесами большого диаметра.

В послевоенные годы завод долгое время ограничивался изготовлением гражданской продукции, хотя большинство его грузовиков, от легкого 18-сильного пикапа AN до 7-тонного автомобиля ND со 125-сильным дизелем, находились на вооружении армии Чехословакии. Исключением был прототип бронеавтомобиля на шасси L, изготовленный в 1922 г. Повышенный интерес к военной автотехнике появился лишь в середине 30-х гг., когда в соседней Германии началась бурная милитаризация экономики. В отличие от других чехословацких фирм завод "Прага" ограничился созданием трех максимально унифицированных базовых военных семейств с серийными агрегатами от гражданской продукции. В 1936–39 гг. он изготовлял многоцелевые грузопассажирские и штабные автомобили AV (6x6) с открытым 4-дверным 6-местным кузовом и вместительным задним багажником. Они получили 6-цилиндровый двигатель (3,5 л, 68 л.с.) от легковой модели "Гранд" (Grand), синхронизированную 3-ступенчатую коробку передач, переднюю пружинную подвеску и типичную для всех машин "Прага" того времени заднюю тележку с качающимися полуосями, подвешенными на продольных полуэллиптических рессорах. "Прага AV" имела полезную нагрузку 650 кг, могла преодолевать 40-процентные подъемы и развивала скорость 92 км/ч. Одна из них была личным автомобилем болгарского царя Бориса III. До конца 1939 г. собрали около 400 машин серии AV.

В 1934 г. начался выпуск 2,5-тонного грузовика RN с тем же мотором и 4-ступенчатой коробкой передач, который находился на вооружении армии Чехословакии и германского Вермахта. Его производство продолжалось до 1953 г. С моделью RN был унифицирован основной 2-тонный армейский грузовик "Прага RV" (6x6) с задними двускатными колесами, выпускавшийся в 1935–39 гг. Дополнительно его оборудовали 2-ступенчатым редуктором, усиленной передней торсионной подвеской и задней лебедкой с тяговым усилием 3 тс. Вариант с закрытым кузовом-радиостанцией имел индекс RVR. С приходом весной 1939 г. на завод "Прага" немецкой администрации все автомобильное производство было свернуто и предприятие перепрофилировали на выпуск танков, полугусеничных транспортеров, гусеничных тягачей и двигателей для Вермахта.

В 1948 г. автозавод "Прага" был национализирован, в 1953 г. он получил имя Клемента Готвальда (Praga Zavody Klementa Gottwalda). Главным достижением того времени стало создание 3-тонного автомобиля V3S (6x6) с цельнометаллической кабиной с люком в крыше и характерным коротким покатым капотом, ставшего основным грузовиком Народной армии ЧССР. Прототип был построен в феврале 1952 г., производство началось 2 апреля 1953 г., а с 1964 г. автомобиль собирали на пражском авиационноавтомобильном заводе "Авиа" (Avia). Он оснащался 6-цилиндровым верхнеклапанным дизелем "Татра Т912" (Tatra) воздушного охлаждения (7,4 л, 98 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, отключаемым приводом переднего моста, блокировкой задних межосевых дифференциалов и классической рессорной подвеской. При полной массе около 10 т автомобиль развивал скорость 60 км/ч. В 1973–95 гг. сборкой модернизированных вариантов V3SM-1 и V3SM-2 занимался Братиславский автозавод (БАЗ) — словацкий филиал "Авиа". Они имели увеличенную на 300–500 кг грузоподъемность, снабжались новыми моторами Т912-2 и Т912-4 мощностью 110–120 л.с. и мостами портального типа с колесными редукторами. В чехословацкой армии V3S использовался в многочисленных исполнениях, включая вариант с установленной в кузове 32-ствольной реактивной системой залпового огня М51 калибра 130 мм. В начале 60-х гг. на вооружение поступила самоходная спаренная 30-мм зенитная установка М53/59, смонтированная на шасси V3S с бронированной 4-местной кабиной с плексигласовым наблюдательным куполом. Ее собирали на заводе "Авиа", и потому эти установки известны также под маркой "Авиа". До середины 80-х гг. было построено около 62 тыс. машин серии V3S. С 1995 г. модернизированный 5,5-тонный грузовик V3SM-6 со 116-сильным дизелем D98M и установку М53/59 собирает чешский номерной военно-ремонтный завод VOP-016. На его базе разработано многоцелевое военное шасси V3SM-8 (8x8).

В 1986 г. завод "Прага" представил многоцелевой автомобиль UV80 (4x4) полукапотной компоновки. В 90-е гг. он выпускался как тактический 4-тонный грузовик со 170-сильным дизельным двигателем "Дойц" (Deutz) жидкостного охлаждения, 8-ступенчатой коробкой передач "Прага" и бортовым кузовом для перевозки 14 солдат. Автомобиль развивал скорость 90 км/ч и имел запас хода 820 км. В 2001 г. на заводе "Прага-Часлав" было разработано новое поколение из трех многоцелевых автомобилей 4x4, в которое вошли армейские грузовики "Альфа TN" (Alfa) со 140-сильным дизелем МАН (MAN), 12-ступенчатой коробкой передач, колесными редукторами и дисковыми тормозами с АБС, а также 245-сильный грузовик-тягач "Голден" (Golden). Развернуть серийное производство этих машин не удалось. В феврале 2005 г. завод "Прага-Гостивар" представил прототип нового тактического грузовика ATS для замены модели V3S.

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 537063

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1182 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад