RÁBA

2 апреля 2012 - KLU4NIK

 

Раба


РАБА

(RÁBA)

 

Дьёр

Австро-Венгрия/Венгрия

1903–

28 декабря 1896 г. в городе Дьёр, расположившемся на реке Рааб (по-венгерски — Раба), был основан Венгерский вагоно- и машиностроительный завод (Magyar Waggones Gepgyar), впоследствии получивший название "Раба". Его первой автомобильной продукцией стал 40-сильный артиллерийский тягач 4x4 со всеми управляемыми колесами, разработанный в 1903 г. инженером Коронкаи (Koronkay) и построенный затем в 10 экземплярах. В 1908–12 гг. завод участвовал в совместном выпуске стандартизованных армейских грузовиков, а вся его дальнейшая деятельность свелась к изготовлению автомобилей по иностранным лицензиям. В 1912–27 гг. по лицензии завода "Прага" (Praga) он выпускал легкие штабные и санитарные машины, а также 5-тонные армейские грузовики "Раба V", идентичные модели "Прага V". В 1912–18 гг. их собрали около 500 экземпляров. В межвоенный период машиностроительный комбинат "Раба" по лицензиям фирм "Аустро-ФИАТ" (Austro-FIAT), "Крупп" (Krupp) и МАН (MAN) до 1942 г. выпускал военные грузовики "РабаКрупп", "Раба Супер" (Super) и "Специаль" (Special).

Накануне и во время Второй мировой войны завод "Раба" предпринял скромную попытку создать собственные военные машины. В 1938 г. появился 1,5-тонный автомобиль-тягач "Ботонд-38М" (Botond), "Ботонд-I" или М38 (6x6), разработанный в 1936–38 гг. инженером Дэсо Винклером (Dezso Winkler) на базе грузовика "Специаль" с верхнеклапанным двигателем (3,8 л, 65 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач. Он получил заднюю независимую пружинную подвеску, все односкатные колеса, открытую кабину и свободно вращавшиеся боковые "запаски". В 1943–44 гг. выпускали 70-сильный тягач "Ботонд-II" или М41 с 4,3-литровым мотором, блокировкой дифференциалов ведущих мостов и рессорной подвеской всех колес. В общей сложности автомобилей "Ботонд" сделали 1402 штуки, включая 5 машин, собранных в 1947–48 гг. В 1939–44 гг. на заводе МАВАГ (MAVAG) на шасси МАН было собрано 350 тягачей "Раба Марош" (Maros) 4x4 с грузопассажирским кузовом и задними двускатными колесами. Вариант Т41 был оборудован бензиновым мотором (4,3 л, 70 л.с.), второй Т41М получил 115-сильный дизель МАН, новую 4-ступенчатую коробку передач и пневматический привод тормозов. Его скорость составляла 65 км/ч.

После восстановления цехов, разрушенных в 1944 г. бомбардировками союзников, завод "Раба" переключился на изготовление вагонов, тракторов, дизельных двигателей и ведущих мостов. В 60-е гг. он участвовал в создании колесных бронемашин ФУГ (FUG), а в 1970 г. на основе лицензии фирмы МАН развернулось производство широкой гаммы бескапотных дизельных грузовых автомобилей "Раба-МАН" гражданского и военного назначения полной массой 16–26 т. В 80-е гг., по окончании срока действия лицензии, завод продолжил выпуск этих машин под маркой "Раба". К этому времени относится формирование гаммы армейских грузовиков серии Т, состоявшей из полноприводных версий гражданских автомобилей 4x4 и 6x6 грузоподъемностью 4–7 т, оснащенных дизельными двигателями мощностью 230–270 л.с., 6-ступенчатой коробкой передач и кабиной от голландских автомобилей ДАФ-2800 (DAF).

В 1997 г. завод был приватизирован. В 1990–1999 гг. он собирал для венгерской армии тактические грузовики серии Н (4x4/8x8), идентичные машинам МАН и оборудованные дизелями мощностью 270–370 л.с. В начале 2000-х гг., в соответствии с договором между комбинатом "Раба" и корпорацией "ДаймлерКрайслер" (DaimlerChrysler), было образовано совместное предприятие, главной целью которого стал выпуск 8 тыс. тактических капотных грузовиков "МерседесБенц" (Mercedes-Benz) серии S (4x4/6x6) для вооруженных сил Венгрии и новых членов НАТО. Их производство началось в 2004 г
.

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 537050

Рейтинг: 0 Голосов: 0 686 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад