RENAULT

28 марта 2012 - KLU4NIK

 

   

РЕНО

  • RENAULT, Рено
    RENAULT, Рено
  • Рено C, 1900 г.
    Рено C, 1900 г.
  • Марнское такси — "Рено AG1", 1907/14 гг.
    Марнское такси — "Рено AG1", 1907/14 гг.
1–3 из 40

 

 

РЕНО

(RENAULT)

 

Булонь-Бийянкур/Лион/Бленвилль/Лимож

Франция

1900–

Одна из старейших в мире автомобильных фирм "Рено" не только входит в число крупнейших изготовителей легковых и грузовых машин, но и выпускает обширную гамму военной автобронетехники. Это производство сосредоточено в оборонном подразделении "Дефанс" (Defense), которое долгое время являлось составной частью компании по производству грузовых автомобилей и автобусов "Рено Вэикюль Индюстриэль" (Renault Vehicules Industriels), сокращенно РВИ (RVI). Военное производство тесно связано со всеми другими отделениями "Рено" и располагает собственной производственной базой.

Фирма "Рено" была основана 1 октября 1898 г. в БулоньБийянкуре, предместье Парижа, братьями Рено, из которых главная роль принадлежала знаменитому впоследствии конструктору и организатору производства Луи Рено (Louis Renault, 1877–1944). Его первый автомобиль снабжался 1-цилиндровым мотором мощностью всего 0,75 л.с. и карданным приводом задних колес. В 1900 г. появилась 2-местная модель С с 450-кубовым мотором мощностью 3 л.с., которая стала первым в мире специальным военным автомобилем. Он служил для перевозки прожектора, передававшего приказы армейским подразделениями в виде световых сигналов на расстояние 2–3 км. С первых же лет ХХ века во французской армии стали широко использовать серийные легковые и грузовые автомобили "Рено". Среди легковых самым известным стало "Марнское такси". Это была простая машина AG1 с кузовом "фиакр" и 2-цилиндровым мотором (1,2 л, 8 л.с.), выпускавшаяся с 1907 г. и к началу Первой мировой войны ставшая основным парижским такси. 6 сентября 1914 г., когда немецкие войска подошли к Парижу на расстояние 30 км, по приказу генерала Галлиени (Gallieni) в городе было срочно реквизировано 1200 такси, в основном марки "Рено", на которых к месту дислокации войск на реке Марна было переброшено 6 тыс. резервистов, преградивших путь врагу. С тех пор такси "Рено" считается "спасителем Парижа" и национальной гордостью Франции. В качестве штабных, санитарных и специальных машин в армии использовали также различные легковые автомобили "Рено" образца 1911–18 гг.

Выпуск армейских грузовиков "Рено" относится к началу 1910-х гг., когда был введен в строй цех грузовых автомобилей, а военное руководство Франции приняло программу моторизации своей армии. Первые же машины серии СА грузоподъемностью 1,5 и 3 т были представлены в 1912 г. на Всероссийском военном пробеге. Они отличались компактным и более надежным карданным приводом задних колес, а установка радиатора между двигателем и кабиной привела к появлению на них характерных утюгообразных капотов, надолго ставших главной внешней отличительной особенностью продукции "Рено". В 1913 г. появились армейские модели DA, DB, DN, и DV грузоподъемностью 2–5 т, а с началом войны эта программа пополнилась 22-сильным шасси ЕЕ для установки прожекторов "Брэге" (Breguet). Наиболее известным стал 2,5-тонный грузовик ЕР с 3,5-литровым мотором, предлагавшийся с самыми разнообразными надстройками, бронированными корпусами с пулеметами и 47-мм пушками, из которых в Россию было поставлено 40 бронемашин. В 1918 г. его сменила модель GZ, а годом ранее на вооружение поступил 7-тонный грузовик FU с задними колесными редукторами, предназначенный для перевозки первых в мире легких танков FT17, разработанных фирмой "Рено". Самым оригинальным автомобилем этой марки того времени стал 2-тонный артиллерийский тягач EG с четырьмя сдвоенными ведущими и управляемыми колесами. В марте 1914 г. он был представлен на конкурс военного ведомства и вскоре его приняли на вооружение французских артиллерийских частей. Тягач оснащался 4-цилиндровым двигателем (8,5 л, 48 л.с.) и задней лебедкой-кабестаном, имел длину 6 м и высоту 3 м, с полной нагрузкой весил 8 т и мог буксировать орудия калибра 105–155 мм или 2–3 прицепа массой 15–22 т, преодолевая подъемы крутизной до 40%. К концу 30-х гг. во французской армии их насчитывалось 635 экземпляров. В период с мая 1915 г. по 19 июля 1917 г. в Россию было отправлено 998 военных автомобилей "Рено", в основном штабных, санитарных и грузовых с полезной нагрузкой 2–3 т. На таких шасси в 1915–16 гг. на Ижорском заводе по проекту В. А. Мгеброва и в мастерских А. А. Братолюбова в небольших количествах собирали броневики, а трофейные машины FT17 стали прообразом первого советского танка "Борец за свободу товарищ Ленин".

Для военного сектора "Рено" 20-е гг. оказались самыми застойными, а главным достижением того времени стала разработка 3-осных грузопассажирских машин МН (6x6), прошедших суровые испытания в песках Сахары. На их основе в начале 30-х гг. для драгунских частей фирма "Рено" построила опытные образцы 7-местного бронетранспортера URK (6x6) со съемными гусеницами на задних колесах, а также разработала небронированные машины связи URM и URT. С середины 30-х гг., когда в Европе вновь появилась угроза войны, военные работы на "Рено" активизировались. В это время в армию поступали серийные легковые и грузовые автомобили, приспособленные для военных нужд. Пикапы и легкие фургоны служили санитарными машинами, а для доставки солдат, амуниции и установки военного оснащения использовались капотные грузовики AGC, AGT, ADR и TI-4AE с полезной нагрузкой 1,5–5,0 т, к которым в 1937 г. добавились бескапотные машины AGP, AGR и AGK грузоподъемностью 3–5 т. Они оснащались бензиновыми или дизельными двигателями мощностью 60–80 л.с., металлическими бортовыми кузовами с тентом, кабинами с люком в крыше, ящиками для амуниции, специальными световыми приборами, буксирными приспособлениями и огнетушителями. В 1932 г. на базе 12-тонной серии VT (6x6) было построено несколько 100-сильных машин VT6 для перевозки танков D-1, а в конце 30-х гг. появились бескапотные цистернызаправщики на шасси AIB (6x6). В рамках государственной программы создания артиллерийских тягачей для буксировки тяжелых орудий в 1935–38 гг. фирма представила седельные тягачи AFD-1 (6x6) и AFG-1 (6x6) с торсионной подвеской, оказавшиеся слишком тяжелыми и тихоходными. С началом войны в интендантские части поступило 334 городских автобуса "Рено TN-4", переоборудованных в фургоны и передвижные магазины.

В апреле 1940 г. фирма начала серийное производство армейских автомобилей AHS, AHN и AHR грузоподъемностью 2,0–2,5, 3,5–4,0 и 5,0 т соответственно, получивших характерную угловатую кабину с почти плоской передней панелью, 4- и 6-цилиндровые бензиновые двигатели (2,4 и 4,1 л, 50 и 75 л.с.), 4- и 6-ступенчатые коробки передач, рессорную подвеску и гидропривод тормозов (на модели AHR тормозная система имела вакуумный усилитель). Их производство продолжилось и в 1941–44 гг., когда фирма находилась под управлением оккупационной администрации. В общей сложности было изготовлено 29 тыс. таких машин, поступавших в основном в немецко-фашистские войска. В 1942–43 гг. головной завод "Рено" подвергался бомбардировкам англо-американской авиации и был наполовину разрушен. После освобождения Парижа фирма была национализирована и 16 января 1945 г. стала государственным предприятием "Заводы Рено национального управления" (Regie Nationale des Usines Renault).

После войны, преодолев трудности восстановления своих предприятий, компания "Рено" приступила к созданию новой программы коммерческих грузовиков, получивших в 1947 г. индексацию с буквой R и четырьмя цифрами. В 1949 г. началось изготовление легкого бескапотного семейства R-2060, главными представителями которого в первой половине 50-х гг. были серии R-2060 "Гоэлетт" (Goelette) и R-2160 "Галион" (Galion) грузоподъемностью 0,75–1,2 т и 1,5–2,5 т соответственно. В них входили и полноприводные варианты, созданные в сотрудничестве с фирмой "Синпар" (Sinpar). Тем временем трудности с освоением специальных армейских автомобилей грузоподъемностью 0,75–1,5 т в рамках программы "Армет" (Armet), разработанной Генштабом сухопутных войск еще в 1947 г., привели к тому, что эти грузовики, рассчитанные прежде всего на развозные операции, составили параллельную гамму легких тактических автомобилей французской армии и ряда стран Африки. Серия "Гоэлетт" включала 1-тонные базовые модели R-2066/R-2086 (4x4) и 0,75-тонные R-2067/R-2087 (4x4) с разными 4-цилиндровыми верхнеклапанными двигателями — бензиновым (2,0 л, 85 л.с.) и дизельным (2,1 л, 56 л.с.). Соответственно серия "Галион" состояла из базовых моделей R-2164 (4x4) и R-2167/2265 (4x4). Автомобили имели простую конструкцию с лонжеронной рамой, 4-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской всех колес, барабанными тормозами с гидроприводом и 2-местной цельнометаллической кабиной.

Полноприводные варианты оснащали 2-ступенчатой раздаточной коробкой, некоторые исполнения имели 6-вольтовое электрооборудование вместо 24-вольтового, открытую кабину с откидным лобовым стеклом и лебедку с тяговым усилием 1,5 тс. В армии они служили для перевозки грузов и солдат, как легкие артиллерийские и аэродромные тягачи, санитарные, штабные машины или микроавтобусы на 9–13 мест, достигавшие скорости 92 км/ч. Специальные многоместные кузова для них изготовляла фирма "Каррьер" (Carrier). Машин этой гаммы построили 25 тыс. экземпляров.

С начала 50-х гг. фирма "Рено" собирала также обширную гамму коммерческих автомобилей грузоподъемностью 5,0–8,5 т, внешне отличавшихся повышенным расположением грузовой платформы и кабиной с четырьмя фарами диагонального расположения. Их главными техническими особенностями были рядные 6-цилиндровые двигатели, расположенные горизонтально под рамой непосредственно за кабиной, и передняя торсионная подвеска. В армии применяли только несколько моделей этой серии, получивших кабины с двумя фарами и мягким верхом (иногда с пулеметной турелью), лебедку и специальную сигнализацию. С 1953 г. в кооперации с фирмой "Эрвэйторн" (Herwaythorn) выпускался армейский 3,5-тонный грузовик R-2152 (4x4) с 6,2-литровым мотором мощностью 120 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной. В 1955 г., после длительных испытаний, его 150-сильный дизельный вариант R-4152 (4x4) также был принят на вооружение. За ним последовал 7-тонный грузовик R-4153 (4x4), а затем седельные тягачи R-2185 (4x4) и R-2182 (4x4), которых до весны 1958 г. изготовили 260 экземпляров.

Выпуск этих автомобилей пришелся на время коренных перемен в компании "Рено". В конце 1955 г. она выделила свое грузовое производство в новую промышленную группу САВИЭМ (SAVIEM), включавшую также фирмы "Латиль" (Latil) и СОМЮА (SOMUA). На армейских грузовиках и тягачах, поступавших в армии африканских стран и иностранный легион, марка "Рено" сохранялась только три последующих года. Последним в марте 1958 г. ее носил грузовик R-2152 с порядковым номером 514. Оставшиеся в ведении "Рено" легковые автомобили, пикапы и легкие фургоны также поступали во французскую армию, ВВС и ВМФ. Среди них в патрульных исполнениях известны модели R-4 и "Родео" (Rodeo) 4x4 с открытыми стеклопластиковыми кузовами без дверей и приводом всех колес системы "Синпар". На общих перевозках применялись 1-тонные переднеприводные фургоны серии "Эстафетт" (Estafette), которую впоследствии сменила гамма "Трафик" (Trafic).

Тем временем развитие гражданских и военных грузовиков продолжалось на фирме САВИЭМ, которая через двадцать с лишним лет вновь была возвращена в лоно "Рено". Поводом к этому стало приобретение наиболее крупного французского изготовителя грузовиков "Берлие" (Berliet) из Лиона, которого правительство в лице государственной компании "Рено" решило выкупить в 1978 г., образовав один из крупнейших в мире концернов по производству грузовых автомобилей и специальной техники "Рено Вэикюль Индюстриэль" (РВИ). Так под маркой "Рено" удалось собрать обширную гамму самых разнообразных грузовых машин, причем в военной области ее потенциал возрос многократно. После модернизации и оснащения агрегатами "Рено" прежние автомобили САВИЭМ и "Берлие" составили обширную военную гамму с аббревиатурой TRM (Toutes Roues Motrices) — "все ведущие колеса". Легкую и среднюю серии 4x4 полной массой 4–13 т представляли разработанные на САВИЭМе автомобили ТР-3, серия J и модель SM-8, переименованные соответственно в TRM-1200, TRM-2000 и TRM-4000. Их дополняли 6-тонные грузовики TRM-6000 (4x4) — бывшие "Берлие GBD-4", получившие 185-сильный дизельный двигатель "Рено". От "Берлие" к "Рено" перешла и вся тяжелая 3-осная гамма, состоявшая из базовых моделей GBD-6 (6x6) и GBH-280 (6x6) с дизелями мощностью 228 и 280 л.с., получивших маркировку TRM-9000 и TRM-12000 соответственно. Кроме них в армии использовались переоборудованные гражданские фургоны, пикапы и грузовики "Мастер" (Master), В-70 и S или "Мидлайнер" (Midliner), ставшие развитием серий SG-2, SG-4 и J фирмы САВИЭМ. Разработанные на "Берлие" автомобили GR послужили основой серии G марки "Рено", из которой в армии применялась 160-сильная модель с индексом TRM-150.11. Соответственно седельные тягачи "Берлие TR" стали базой семейства R, сыгравшего существенную роль в транспортном обеспечении вооруженных сил Франции. В 1978 г. в рамках организованного французским военным ведомством конкурса компания "Рено" представила опытный джип TRM-500 (4x4), разработанный еще на фирме САВИЭМ с использованием шасси "ФИАТ Кампаньола" (FIAT Campagnola), однако конкурс выиграл автомобиль "Пежо Р4" (Peugeot).

В последующее время из серийной гражданской продукции в вооруженных силах Франции на общих транспортных операциях и в медицинской службе использовали автомобили "Рено" легкого семейства В-90/110 (4x4) с дизельными двигателями (2,5 и 2,8 л, 90–106 л.с.) и средние грузовики S-130 и S-170 "Мидлайнер" (94–130 л.с.). На тяжелых шасси G-260 и G-290 (6x6) серии "Менеджер" (Manager) с дизелями мощностью 260–291 л.с. устанавливали перегружатели военных контейнеров, а для перевозки основных танков служили седельные тягачи R-390 (6x6) и R-400 (6x6) с двигателем V8 (14,9 л, 389–400 л.с.) и 16-ступенчатой коробкой передач. Для военного строительства "Рено" поставляла самосвалы СВН-320 (6x6), а на шасси СВН-340/385 (6x6) изготовляла тяжелые эвакуаторы и танковые транспортеры ТВН-385. В 1998 г. военную программу пополнила тяжелая строительная серия "Керакс" (Kerax). Первым армейским исполнением стала ремонтно-эвакуационная машина "Керакс-385.40" (8x8) полной массой 32 т с 6-цилиндровым дизелем (11,0 л, 385 л.с.), телескопическим краном, выдвижными опорами, задним гидроподъемником, двумя лебедками и набором ремонтного оборудования. При буксировке поврежденной техники полная масса автопоезда достигала 65 т. С 1999 г. выпускалось 392-сильное шасси "Керакс-400.32" (8x8) грузоподъемностью 20–26 т с системой подкачки шин, стандартной или бронированной кабиной. Его трансмиссия обеспечивала 32 передачи вперед и 16 назад. На службе в армии находились также автобусы "Рено" — легкие "Трафик", средние PS-160 и междугородные FR-1.

В 90-е гг. программа армейских автомобилей "Рено" сократилась до нескольких грузовиков, которые выпускали в Лиможе. Развитием гражданской серии "Мидлайнер" стали модели TRM-180 и TRM-200 (4x4) полной массой 11,5–13,5 т с 6-цилиндровым дизельным двигателем (6,2 л, 175 и 205 л.с.) и 6-ступенчатой коробкой передач. Их предлагали в нескольких вариантах с закрытой кабиной, мягким верхом или с полностью открытой "торпедо". В 1993 г. гамму средних тактических грузовиков возглавляла модель GBC-180 (6x6), представлявшая собой реконструированный 4-тонный грузовик "Берлие GBC-8KT", оснащенный новыми дизелем (6,2 л, 175 л.с.), коробкой передач, рулевым управлением с гидроусилителем, тормозами и кабиной от серии С. Контракт на серию GBC-180 составил 5620 машин.

С сентября 1984 г. основным тяжелым тактическим грузовым автомобилем, танковым тягачом и носителем специального оснащения и мощного вооружения во французской армии являлся 10-тонный TRM-10000 (6x6) полной массой 23–29 т. Все его многочисленные варианты оснащались 6-цилиндровым дизельным двигателем MIDR-06.20.45 (9,8 л, 264 л.с.) с турбонаддувом, автоматической 6-ступенчатой коробкой передач (по заказу — механической 8-ступенчатой) и 4-дверной кабиной на 5–8 мест. На поздних выпусках устанавливали АБС, систему подкачки шин, бронированную кабину и перегрузочное устройство для сменных контейнеров. В конце 1993 г. для перевозки нового французского танка "Леклерк" (Leclerc) был создан седельный тягач TRM-700.100Т (6x6) с 5-местной откидывающейся кабиной, рассчитанный на работу в составе автопоездов полной массой до 106 т. Впервые на нем был использован американский дизельный двигатель "Мак Е-9" (Mack) V8 (16,4 л, 700 л.с.). В блоке с ним работали автоматическая 6-ступенчатая коробка передач, двухрежимная раздаточная коробка с блокируемым межосевым дифференциалом и редуктором для гидронасоса, предназначенного для привода двух лебедок с тяговым усилием по 18 тс. Тягач развивал максимальную скорость 80 км/ч и с полностью груженным 6-осным полуприцепом без дозаправки мог преодолеть 800 км.

С присоединением фирмы САВИЭМ в программе "Рено" появились бронетранспортеры VAB, а в 1978 г. специальное КБ "Рено" в Курбевуа начало проектирование собственной бронемашины 4x4, которая была испытана в 1984 г. и приняла участие в конкурсе на "легкий бронированный автомобиль" VBL (Vehicule Blinde Leger). "Рено VBL" оснащался несущим корпусом, в задней части которого можно было установить бензиновый или дизельный двигатель одинакового рабочего объема (2068 см3) мощностью 102 и 86 л.с. соответственно. Коробка передач была автоматической 3-ступенчатой, подвеска всех колес — независимая. Победителем конкурса стал бронеавтомобиль "Панар VBL" (Panhard).

В апреле 1981 г. доставшийся по наследству от фирмы САВИЭМ бронетранспортер VAB (4x4/6x6) был переименован в "Рено VAB". Его сборкой попрежнему занимался военный завод в Лиможе. Силовые агрегаты поступали из Лиона, трансмиссия — из Бленвилля, бронированные корпуса изготовляла компания "Крёзо-Луар" (Creusot-Loire) в Сэн-Шамоне. С 1983 г. выпускался модернизированный VAB с 6-цилиндровым дизельным двигателем "Рено MIDS 06.20.45" (9,8 л, 260 л.с.) с турбонаддувом, автоматической 5-ступенчатой коробкой передач "Трансфлюид" (Transfluide) и всеми дисковыми тормозами. Базовые варианты VAB VTT (4x4/6x6) с пулеметом калибра 7,62 мм на турели или в небольшой башне имели боевую массу 13,0–14,2 т, запас хода 1000 км и могли преодолевать подъемы крутизной до 60%. На суше они развивали скорость 92 км/ч, на воде при помощи двух водометных движителей — 7 км/ч. На основе VAB создали несколько десятков исполнений. Основными были боевые машины пехоты VCI с 20- или 25-мм пушкой в башне, бронетранспортер VTM со 120-мм минометом, бронеавтомобиль VBC-90 (6x6) с 90-мм пушкой, штабной, санитарный и ремонтно-эвакуационный варианты, а также VIB для охраны аэродромов и VMO для сил внутренней безопасности. На шасси VAB устанавливали противотанковые, зенитно-ракетные, радиолокационные, наблюдательные и разведывательные комплексы.

В 1992 г. производство бронетранспортера VAB было прекращено. С 1977 г. их построили свыше 5 тыс. единиц, из них 3975 машин — для французской армии, остальные были экспортированы в 15 стран мира. В 1998 г. компания "Рено" в кооперации с военно-промышленным концерном ЖИАТ (GIAT) приняла совместную программу модернизации машин VAB. Реконструированные бронетранспортеры снабжаются новыми агрегатами и усиленным бронированием. В качестве альтернативы VAB в 1995 г. фирма "Рено" представила опытный бронетранспортер Х8А (8x8) с 450-сильным дизелем, автоматической коробкой передач и гидропневматической подвеской, послуживший базой перспективных разработок.

В 2001 г. подразделение РВИ вошло в состав концерна "Вольво" (Volvo) и стало называться "Рено Тракс" (Renault Trucks). Военное отделение "Рено Тракс Дефанс" (Renault Trucks Defence) пока сохраняет независимость, но его программа существенно сокращена. Из коммерческих машин в нее вошли легкие фургоны, шасси "Мидлум" (Midlum) 4x4/4x4, "Керакс" (4x4/8x8) и тягачи "Магнум" (Magnum).

В июне 2004 г. компания "Рено Тракс" представила семейство капотных тактических автомобилей "Шерпа" (Sherpa) 6x6/8x8, состоящее из 4 базовых шасси грузоподъемностью от 6 до 20 т, оснащенных дизелями мощностью 215–412 л.с. В 2006 г. созданы легкие модели 4x4. В 2004 г. совместная работа с концерном ЖИАТ привела к созданию шасси для перспективной многоцелевой модульной бронемашины VBCI (8x8) полной массой 28 т, способной развивать скорость 105 км/ч. Она снабжена двигателем "Вольво" заднего расположения мощностью 550 л.с., автоматической 7-ступенчатой коробкой передач и гидропневматической подвеской.

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 537056

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1284 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад