REO

28 марта 2012 - KLU4NIK

 

РИО


 

 

 

РИО

(REO)

 

Лэнсинг

США

1915–1967

Известный американский конструктор Рэнсом Илай Олдс (Ransom Eli Olds) считается одним из основоположников системы массового автомобильного производства. В 1899 г. в Лэнсинге, штат Мичиган, он наладил крупномасштабное по тем временам изготовление простых легковых машин-багги. В 1904 г. Р. И. Олдс был вынужден покинуть собственную фирму и основал новую под названием РИО, составленным из его инициалов. Через два года к легковым машинам РИО добавились небольшие грузовики, производством которых с 1910 г. занималось отделение "РИО Мотор Трак" (REO Motor Truck Co.). Вскоре их выпуск стал главной специализацией компании.

Первыми в американские силы, участвовавшие в военной кампании в Мексике, поступили обычные седаны РИО, в 1916 г. к ним добавились пикапы и санитарные машины, а также простые капотные 2- и 3-тонные грузовики с моторами мощностью 25–40 л.с. и карданным приводом задних колес, экспортировавшиеся также в европейские страны. Для национальной гвардии на грузовом шасси F выпускали безбашенные патрульные бронеавтомобили с корпусами разной конфигурации. В межвоенный период фирма РИО, успешно продававшая обширную гамму коммерческих машин, особых усилий по созданию военной гаммы не предпринимала. В 20–30-е гг. в вооруженные силы США в достаточно больших количествах поступали серийные автомобили РИО "скоростной" серии "Спид Вэгон" (Speed Wagon) грузоподъемностью от 500 кг до 3 т, оборудованные бензиновыми моторами "Голд Краун" (Gold Crown) мощностью 45–88 л.с. и развивавшие скорость до 90 км/ч. Первой попыткой создания армейского автомобиля в 1935 г. был 1,5-тонный грузовик с двумя ведущими мостами "Тимкен" (Timken), построенный для участия в конкурсе военного ведомства, но оказавшийся тяжелее всех конкурентов.

С началом Второй мировой войны положение существенно не изменилось, однако после вступления в нее Соединенных Штатов фирма РИО, как и все остальные изготовители гражданской автотехники, была вынуждена перестраиваться на военные рельсы. Неподготовленность к выполнению крупных государственных заказов привела к тому, что на протяжении всей войны она оставалась в стороне от массового производства армейских машин. С 1942 г. на РИО выпускали только две базовые военные модели, идентичные автомобилям "Федерал" (Federal). Наиболее известным был 7,5-тонный грузовик "29XS" (6x6), послуживший базой седельных тягачей F1 и стандартизованных ремонтно-эвакуационных машин С2 с 10-тонным краном "Гар Вуд" (Gar Wood) и телескопической стрелой длиной до 7,8 м. На них использовались 14-литровый бензиновый двигатель "Геркулес HXD" (Hercules) мощностью 180 л.с. и 5-ступенчатая коробка передач с 2-ступенчатой раздаточной. На шасси "29FF" построили 125 аэродромных пожарных машин химического тушения с цистерной со сжиженной углекислотой и длинными манипуляторами для ее подачи к месту возгорания. В 1942–44 гг. фирма выпустила также 700 седельных тягачей "28Х6" (6x6) со 130-сильным дизелем "Камминс HB600" (Cummins), работавших с 20-тонными полуприцепами. В 1941 г. компания РИО предприняла попытку получить контракт на поставку стандартизованных полноприводных 2,5-тонных грузовиков для поставок по ленд-лизу. Она построила несколько прототипов "23BHRS" (6x6) со 106-сильным мотором "Уокеша" (Waukesha), обычными гражданскими кабинами и оперением, но к тому времени все заказы уже были распределены. Единственной возможностью для РИО участвовать в исполнении крупных заказов оказался контракт на сборку сравнительно небольшой партии 2,5-тонных грузовиков US6, разработанных компанией "Студебекер" (Studebaker). Это были самые ходовые бортовые машины US6.U3 (6x6) без лебедки с закрытой или открытой кабиной. На РИО в 1943–45 гг. их собрали 22204 экземпляра. В 1941 г., в рамках конкурса на тяжелый 4-осный "колесный танк", был создан опытный бронеавтомобиль Т13 (8x8) с авиационным радиальным 9-цилиндровым двигателем мощностью 250 л.с. заднего расположения, передними управляемыми колесами и тремя задними ведущими мостами с индивидуальной пневматической подвеской каждого колеса, полноповоротной башней с 37-мм пушкой и пулеметом.

Самыми оригинальными армейскими автомобилями РИО были опытные низкопрофильные грузовики — 1,5-тонный LS30F и 3-тонный полубронированный LS60F (4x4) с постом управления, вынесенным в левый угол кабины с откидным лобовым стеклом, и запасными колесами, встроенными в ниши плоских боковин открытых цельнометаллических кузовов с продольными скамьями на 12–16 солдат. В передней части размещался 6-цилиндровый двигатель мощностью 101–106 л.с. в блоке с 5-ступенчатой коробкой передач "Кларк" (Clark) и 2-ступенчатой раздаточной "Тимкен". Автомобили весили по 6,5 т, имели габаритную высоту 1850 мм и развивали скорость 96 км/ч.

Авторитет крупного изготовителя военной автотехники компания РИО смогла завоевать только в послевоенные годы. В 1949 г. она активно включилась в разработку нового 2,5-тонного стандартизованного семейства армейских грузовиков для замены машин военного времени. Представив на сравнительные испытания свой вариант ХМ35, она получила первый контракт на 5 тыс. автомобилей, выпуск которых развернулся в 1951–52 гг. Так родилась известная серия армейских грузовиков М35 (6x6), одних из самых массовых военных машин, прозванных в армии "Игер Бивер" (Eager Beaver) — "Добросовестный". На них использовали верхнеклапанный 6-цилиндровый бензиновый 146-сильный двигатель "Континентал ОА331" (Continental) рабочим объемом 5,4 л, синхронизированную 5-ступенчатую коробку передач "Спайсер" (Spicer), 2-ступенчатую раздаточную "Висконсин" (Wisconsin), ведущие мосты "Рокуэлл" (Rockwell) с автоматическим включением привода передних колес, гидропневматическую тормозную систему, 5-тонную лебедку и 24-вольтовую электросистему. Базовый бортовой грузовик М35 с колесной базой 3912 мм имел задние двускатные колеса с шинами размером 9.00-20, вариант М34 — все односкатные (11.00-20). В небольшое семейство М34 входили шасси М44 и М57 с колесными базами 3912 и 3607 мм, самосвал М47 с задней разгрузкой и фургон ХМ782, а также опытные варианты на пневмокатках (1954 г.) и 2-тонные грузовики ХМ381 4x4 (1955 г.) и ХМ381Е1 с шарнирно-сочлененной рамой (1964 г.).

В 1967 г. появился первый дизельный бортовой автомобиль ХМ778 (6x6) с мотором "Катерпиллар" (Caterpillar) V8. Наиболее обширная гамма М35 включала шасси с кабиной М45 и М45С с задней рессорно-балансирной подвеской, седельный тягач М48, цистерну-топливозаправщик М49 емкостью 2840 л, цистерну М50 для воды (3750 л), ремонтно-эвакуационные машины М60 и М108 с полноповоротным краном "Холмс" (Holms) и лебедкой, фургоны М109 и М477/М576, санитарный вариант М132, мастерскую М185, самосвал М342, пусковую установку М398 для ракет "Лакросс" (Lacrosse) и кран М572 для их перегрузки. На коротком шасси М58 (база 3607 мм) выпускали самосвал М59, седельный М275 и балластный тягач М272, а на длиннобазных шасси М46 и М46С (4826 мм) — грузовики М36 с платформой длиной 5,2 м и М36С для перевозки частей ракет "Найк" (Nike), раздвижные фургоны М292 и перегрузочный кран М478. Все автомобили имели дорожный просвет 312 мм, могли преодолевать подъемы крутизной до 65%, развивали скорость 96 км/ч и расходовали 40 л бензина на 100 км.

С получением новых крупных контрактов на серию М35 компания РИО одержала и другую не менее важную победу, вытеснив с рынка 2,5-тонные грузовики М135/М211 корпорации "Дженерал Моторс" (General Motors). В 50-е гг. сборка семейства М35 была налажена также на фирмах "Студебекер" (Studebaker) и "Кэртисс Райт" (Curtiss Wright), причем последняя в 1966 г. продемонстрировала грузовик с роторным 185-сильным двигателем системы Ванкеля (Wankel). Несмотря на столь успешное развитие военного производства, финансовое положение РИО оставалось сложным. В 1957 г. ее выкупила корпорация "Уайт" (White), через год присоединившая к себе фирму "Даймонд Т" (Diamond T), выпускавшую 5-тонное армейское семейство М54. В 1960 г. все производство с "Даймонда" перенесли в Лэнсинг, где на короткое время сконцентрировался выпуск почти всех стандартизованных американских грузовиков.

Параллельно с серийным изготовлением стандартных машин фирма РИО разработала несколько интересных поисковых вариантов армейских грузовиков. В октябре 1953 г. на шасси М44 она представила 5-тонный бескапотный автомобиль ХМ282 (8x8) со 170-сильным двигателем "Голд Комит" (Gold Comet) и механической 6-ступенчатой коробкой передач. Варианты ХМ282Е1, Е2, Е3 и Е4 отличались установкой автоматической 5- или 6-ступенчатой коробки передач "Эллисон" (Allison), усиленной рамой, видами кузовов и размерами шин. В середине 50-х гг. в рамках программы военного ведомства США на РИО началось создание семейства бескапотных тактических авиатранспортабельных плавающих грузовиков. В 1957–60 гг. на испытания были представлены 3,5-тонные машины ХМ434Е3 (6x6) и 5-тонные ХМ453Е3 (8x8) со 170-сильным дизелем V8, многодисковым сцеплением, гидромеханической 5-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской, открытыми алюминиевыми кузовами и кабиной с коротким покатым капотом. На плаву за счет вращения колес они развивали скорость 3,0–3,5 км/ч. Самым крупным автомобилем марки РИО стал 25-тонный танковый седельный тягач ХМ375 (8x8), поступивший на испытания в июне 1956 г. Под его массивным угловатым капотом параллельно друг другу размещались два двигателя "Голд Комит" V8 мощностью по 235 л.с. с собственными гидромеханическими 5-ступенчатыми коробками передач "Кларк", от которых крутящий момент двумя карданными валами подавался на синхронизирующий редуктор и далее цепной передачей — на 2-ступенчатую раздаточную коробку. Тягач оснащался лебедкой с тяговым усилием 20,4 тс и работал в сцепе с низкорамным 60-тонным полуприцепом с 8 управляемыми двускатными колесами, развивая скорость до 83 км/ч.

В 1962 г. фирма РИО перешла на серийное производство второго поколения стандартизованных 2,5-тонных машин А1, получивших многотопливный 7-литровый двигатель "Континентал LDS-427-2" с турбонаддувом. На дизельном топливе он развивал мощность 140 л.с., на бензине — 113 л.с., при этом расход топлива существенно снизился и составил соответственно 20,5 и 26,1 л на 100 км. По сравнению с прежней гаммой массу базового варианта М35А1 удалось сократить на 450 кг. К этому времени, несмотря на все преобразования, производство грузовых автомобилей в Лэнсинге стало для компании "Уайт" обременительным. В мае 1967 г. она предоставила фирмам "Даймонд" и РИО самостоятельность и они объединились в группу "Даймонд РИО". Несмотря на это, производство армейских грузовиков компания "Уайт" оставила в своем ведении, но в начале 70-х гг. его пришлось передать военно-промышленной группе "АМ Дженерал" (AM General). Выпуск новых вариантов семейства М35 она продолжала до конца 80-х гг.

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 537057

Рейтинг: +1 Голосов: 1 933 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад