SCAMMELL

27 марта 2012 - KLU4NIK

 

СКАММЕЛЛ


 

СКАММЕЛЛ

(SCAMMELL)

 

Уотфорд

Великобритания

1925–1988

Компания "Скаммелл" стала легендой британского грузового автомобилестроения, самым известным и авторитетным английским изготовителем тяжелых военных тягачей. В конце XIX века близ Лондона для выпуска конных повозок ее основал отставной подполковник Альфред Джордж Скаммелл (Alfred George Scammell). В 1919 г. одним из первых в мире он начал изготовление седельных тягачей и полуприцепов к ним, ставших главной специализацией фирмы на последующие 70 лет. После переезда в 1922 г. в Уотфорд на фирме "Скаммелл Лорриз" (Scammell Lorries Ltd.) под руководством Оливера Дэнсона Норта (Oliver Danson North) началось проектирование тяжелых армейских тягачей для быстрой переброски по шоссе гусеничной бронетехники. Через 3 года был готов прототип первого 3-осного тягача "Пионер" (Pioneer) 6x6, получившего специфическую для "Скаммелла" внешность с прямоугольной кабиной с покатой крышей и двумя крупными фарами, установленными в верхних углах радиатора, широкопрофильными односкатными 20-дюймовыми шинами и расположенной спереди поперечной рессорой подвески, закрепленной средней частью на раме.

Каждое заднее ведущее колесо монтировалось на концах продольно качавшихся балансиров, обеспечивавших постоянный и надежный контакт с опорной поверхностью и впервые в мировой практике допускавших вертикальные перемещения колес на величину до 650 мм. Для стабильного движения на малых скоростях над заливной горловиной радиатора размещалась характерная цилиндрическая емкость, прозванная кофейной чашкой, в которой при испарении воды из небольшого по площади радиатора конденсировался пар. На тягаче устанавливались собственные 4-цилиндровый бензиновый двигатель (7,1 л, 65 л.с.), 4-ступенчатая коробка передач с дополнительным редуктором и барабанная лебедка с тяговым усилием 8 тс. В 1927 г. тягач был принят на вооружение британской армии, где использовался для буксировки танковых полуприцепов со съемной 2-осной тележкой, также разработанных на "Скаммелле". В 1928 г. на основе "Пионера" был создан один из первых в мире тягачей с колесной формулой 6x6. Через год несколько таких машин, получивших индекс R100, было поставлено в индийскую армию для буксировки зенитных пушек. Принципиальная конструкция этих автомобилей легла в основу всех последующих тяжелых тягачей, выпускавшихся до начала 70-х гг.

В 1937 г. по заказу военного ведомства на "Скаммелле" начался выпуск второго поколения танковых тягачей "Пионер" (6x6), оборудованных собственным бензиновым 86-сильным мотором или 6-цилиндровым 8,4-литровым дизелем "Гарднер 6LW" (Gardner) мощностью 102 л.с., 6-ступенчатой коробкой передач, односкатными 20-дюймовыми шинами, 8-тонной лебедкой и подвеской прежнего образца. Седельные тягачи TRMU20 и TRMU30 имели пневматическую систему привода тормозов 2- или 3-осных низкорамных полуприцепов грузоподъемностью 20 и 30 т соответственно, которые выпускали фирмы "Скаммелл", "Крэйн" (Crane) и "Шелуок энд Друри" (Schelvoke & Drewry). Общая длина автопоезда достигала 15,2 м, полная масса — 45 т, максимальная скорость в зависимости от нагрузки составляла 25–45 км/ч. Одновременно выпускался балластный тягач R100 (6x6) для буксировки орудийных систем крупных калибров. От седельного он отличался укороченной колесной базой, механическим приводом тормозов с вакуумным усилителем и стальным грузопассажирским кузовом, в котором размещался орудийный расчет из 9 человек, комплект боеприпасов и легкий кран для их перегрузки. Небольшие партии машин R100 (6x6) оснащались рядным 8-цилиндровым дизелем "Гарднер 8LW" мощностью 140 л.с., а в 1939 г. для береговых подразделений Королевского военно-морского флота были построены тягачи R100 (4x4) с 86-сильным мотором, планетарными колесными редукторами и более надежными дисковыми шарнирами равных угловых скоростей "Тракта" (Tracta). До середины 1945 г. было изготовлено 548 седельных и 769 балластных тягачей серии "Пионер". Их наиболее распространенными вариантами оказались ремонтно-эвакуационные машины SV/1S и SV/2S (6x6), весившие около 10 т. В 1939–45 гг. их собрали 3550 экземпляров. По ленд-лизу они поступали и в СССР. Одновременно по заказу британских ВВС и ВМФ фирма "Скаммелл" выпускала легкие 3-колесные седельные и балластные тягачи МН6, известные как "Механическая лошадь" (Mechanical Horse). Они служили для буксировки самолетов или прицепов полной массой до 6 т и оснащались 36-сильным бензиновым двигателем, 4-ступенчатой коробкой передач и автоматическим сцепным устройством. В 1942 г. был разработан проект нового семейства бескапотных тягачей с колесными формулами 4x4, 6x6 и 8x8, так никогда и не осуществленный.

В первое послевоенное время продолжалась модернизация гаммы "Пионер", а в 1949–50 гг. был создан средний 10-тонный балластный тягач "Эксплорер" (Explorer) 6x6 с колесной базой 3505 мм (военный индекс FV-11301). Он получил 6-цилиндровый верхнеклапанный 175-сильный двигатель "Мидоус" (Meadows), новую 6-ступенчатую коробку передач с 2-ступенчатой раздаточной (обе со смазкой под давлением), планетарные колесные редукторы, главные червячные передачи, две лебедки, пневматические привод тормозов и усилитель рулевого управления. При этом принципиальная конструкция подвески не изменилась, колеса остались односкатными, а 2-местная кабина оснащалась люком с турелью для зенитного пулемета. Для британской армии и ВВС изготовили 125 таких машин.

В 1952 г. на смену "Пионеру" пришел 20-тонный балластный тягач "Констрактор" (Constructor) 6x6 полной массой 27 т для работы в составе автопоездов полной массой 50–75 т, а в особых случаях — до 250 т. По общей конструкции он был унифицирован с "Эксплорером", но имел колесную базу 4801 мм, задние двускатные колеса, 3-местную кабину и деревянный кузов для балласта. Вариант FV-12101 для ВВС снабжался 6-цилиндровым 12,2литровым дизелем "РоллсРойс Игл" (Rolls-Royce Eagle) мощностью 150–184 л.с., который применялся также и на небольшой партии седельных тягачей FV-12102 для буксировки 60-тонных танковых полуприцепов. В 60-е гг. выпускался 185-сильный балластный вариант FV-12105 с новыми кабиной, оперением, кузовом и двухконтурной пневматической тормозной системой. Такие машины развивали максимальную скорость 55–60 км/ч и расходовали 35–70 л топлива на 100 км. Для британских вооруженных сил их собрали около 400 штук.

В 1955 г. фирму "Скаммелл" приобрела компания "Лейланд" (Leyland), благоразумно сохранившая уникальную военную программу, однако постепенно влияние "Лейланда" усиливалось. Выпуск в 1964 г. 3-осного капотного тягача "Контрэктор" (Contractor) ознаменовал переход "Скаммелла" на новое поколение автомобилей с более совершенными формами без типичной для машин этой марки функциональной внешности с передней поперечной рессорой, получивших агрегаты разных английских и американских изготовителей. "Контрэктор" предлагали как седельный и балластный тягач в 7 базовых вариантах 6x6 или 6x6, работавших в составе автопоездов полной массой от 86 до 244 т. В зависимости от исполнения их максимальная скорость составляла 62–77 км/ч. Тягачи комплектовали дизельными двигателями "Камминс" (Cummins) мощностью 335 или 425 л.с., механическими коробками "Фуллер" (Fuller) с числом передач 9–15 или автоматической 5-ступенчатой "Эллисон" (Allison) и классической рессорной подвеской с гидроамортизаторами. В 1973–76 гг. выпускался тягач "Крусейдер" (Crusader) 6x6 (FV-12006) с кабиной над двигателем, предназначенный для буксировки 35-тонных полуприцепов со скоростью до 85 км/ч. На нем монтировались двигатели "РоллсРойс Игл" (218 или 305 л.с.) и многоступенчатые коробки передач "Фуллер". Шасси "Крусейдер" (6x6/6x6) использовалось также для ремонтно-эвакуационных машин с 3-тонным краном, которых собрали 130 экземпляров.

Кризисное состояние британской экономики в 70-е гг. привело к полной потере индивидуальности всей последующей продукции компании "Скаммелл". В этот период на ней наладили сборку шасси "Торникрофт Ньюбиэн" ((Thornycroft Nubian) 6x6 для аэродромных пожарных машин, а тягачи "Крусейдер" были переименованы в "Лейланд". С 1980 г. для ремонтно-эвакуационных машин с 15-тонным краном и 25-тонной лебедкой использовалось новое капотное шасси S24 (6x6) с кабиной от грузовика "Лейланд Лендтрейн" (Landtrain), американским дизелем "Камминс" мощностью 350 л.с. и 15-ступенчатой коробкой передач "Фуллер". В 1982 г. "Скаммелл" получил заказ на 125 капотных танковых тягачей 6x6 для замены машин "Торникрофт Энтар" (Antar) и работы в составе 105-тонного автопоезда, которые выпускались со следующего года под маркой "Коммандер" (Commander). Они имели колесную базу 5030 мм, оснащались 625-сильным двигателем "Роллс-Ройс Кондор" (Condor) V12, автоматической 6-ступенчатой коробкой передач "Эллисон", двухконтурной пневматической тормозной системой, сварной цельнометаллической кабиной на 3–9 мест и 24-дюймовыми шинами. При буксировке 65-тонного полуприцепа с танком максимальная скорость автопоезда достигала 61 км/ч.

В 1986 г. появилась новая эвакуационная машина S26 (6x6) на бескапотном шасси "Лейланд Роудтрейн" (Roadtrain) с 350-сильным дизелем "РоллсРойс" и автоматической 5-ступенчатой коробкой "Эллисон". На подобном шасси с колесной формулой 8x8 успели изготовить партию автомобилей для перевозки и перегрузки сменных 15-тонных кузовов и контейнеров. К этому времени головная компания "Лейланд" вошла в очередной глубокий кризис и в 1987 г. стала собственностью голландской фирмы ДАФ (DAF). В результате в 1988 г. нерентабельный завод "Скаммелл" в Уотфорде был закрыт. Через год его выкупила британская компания "Юнипауэр" (Unipower), которая модернизировала ряд последних моделей тяжелых грузовиков и тягачей "Скаммелл" и выпускала их до 2001 г.

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 537021

Рейтинг: 0 Голосов: 0 772 просмотра

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад