SPA

26 марта 2012 - KLU4NIK

 

СПА


СПА

(SPA)

Турин

Италия

1909–1949

В историю военной автотехники итальянская фирма СПА из провинции Пьемонт вошла как создатель наиболее оригинальных полноприводных транспортных и боевых машин. Эта аббревиатура расшифровывается как "Пьемонтское автомобильное общество АнсальдиЧейрано" (Societa Piemontese Automobili Ansaldi-Cеirano, SPA). Уже в 1909 г., через 3 года после основания, она начала выпуск легковых и санитарных машин СПА-25/30CV для итальянских войск, расквартированных в Северной Африке, а разразившаяся в 1911 г. итало-турецкая война в Ливии потребовала новой армейской автомобильной техники. Первым в этом ряду стал 3-тонный грузовик СПА-8000 с 30-сильным мотором, главной червячной передачей и цепным приводом задних колес, за которым через год последовал вариант СПА-9000 с новым двигателем (5,7 л, 35 л.с.), выпускавшийся до 1919 г. Во время Первой мировой войны в итальянских ВМС использовалось усиленное "колониальное" шасси "9000С" с колесной базой 3000 мм и бронированным капотом, на котором устанавливались корабельные пушки системы "АнсальдоШнейдер" (Ansaldo-Schneider) калибра 75 и 105 мм. Такая импровизированная самоходная артиллерийская установка имела массу 7 т, расход топлива — 60 л на 100 км и развивала скорость 30 км/ч.

В 1926 г. фирму СПА, оказавшуюся на грани банкротства, приобрел концерн ФИАТ (FIAT), превратив ее в свой военный филиал. С 1924 г. единственным военным грузовиком СПА был 2,5-тонный автомобиль "25С10" с 39-сильным мотором, сменивший известную модель "ФИАТ-15Тер" (Ter). Замена ему пришла во второй половине 30-х гг. с появлением новых машин "36R" и "38R" (50–56 л.с.), собиравшихся до 1948 г.

Для фирмы СПА первым результатом процесса милитаризации союзной Германии и очередной военной кампании в Абиссинии (1935–36 гг.) стало создание легких артиллерийских тягачей TL37 (4x4) в капотном и полукапотном исполнениях. Их разработал инженер Эмилио Мартинотти (Emilio Martinotti), предопределивший главные конструктивные решения многих последующих военных автомобилей марки СПА. Машины имели открытый 6-местный кузов с отсеками для амуниции, лебедку заднего расположения и все управляемые односкатные колеса с 24-дюймовыми шинами, могли буксировать пушки массой до 2 т и развивать скорость 38 км/ч. Спереди на лонжеронной раме устанавливался бензиновый двигатель СПА-18TL (4,1 л, 52 л.с.), а 5-ступенчатая коробка передач, благодаря короткой базе (2500 мм), оказалась в центральной части шасси. К обеим сторонам ее картера крепились 2-ступенчатые раздаточные коробки, от которых крутящий момент четырьмя диагональными карданными валами передавался на конические редукторы каждого колеса. Передние имели независимую подвеску на поперечной рессоре, задние были установлены на продольных полуэллиптических. В 1938 г. для итальянских войск в Африке был создан низкопрофильный тягач AS37 "Сахариано" (Sahariano) с деревянным кузовом. В 1940 г. развитием этой схемы стал средний бескапотный тягач ТМ40 (4x4) для буксировки орудий массой до 6 т. На нем 6-цилиндровый дизель ФИАТ-366 (9,4 л, 95 л.с.) размещался между передними сиденьями, а тормозной привод снабжался вакуумным усилителем. С 1941 г. на его базе выпускался 2,5-тонный бортовой грузовик Т40 со 108-сильным двигателем, который, в свою очередь, послужил основой башенных бронеавтомобилей М40 с 20-мм пушкой и бронетранспортеров. Несмотря на бомбардировки союзников в ноябре 1942 г., завод СПА продолжал работать и большинство таких машин оставались в производстве до 1948 г.

Особое место в программе СПА занимал 1-тонный бескапотный автомобиль-тягач CL39 (4x4) классической компоновки, выпускавшийся в 1939–44 гг. В итальянской армии он выполнял функции легкого "пехотного тягача" CLF39 и санитарной машины, служил в горных частях и для сопровождения конницы. На нем устанавливались бензиновый мотор (1,6 л, 24 л.с.), 5-ступенчатая коробка передач, неразрезные мосты на рессорной подвеске, гидропривод тормозов, 18-дюймовые литые или пневматические шины.

Важнейшим направлением деятельности фирмы СПА считается создание семейства армейских грузовиков "Довункуэ" (Dovunque) 6x6 с характерным коротким капотом и свободно вращавшимися боковыми запасными колесами. Прототипы были построены и испытаны в 1931–32 гг., а в 1933 г. началось изготовление модели "Довункуэ-33" грузоподъемностью 1,5–2,0 т, получившей 6-цилиндровый бензиновый двигатель ФИАТ-122В (2,95 л, 46 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач с 2-ступенчатым редуктором, гидропривод тормозов, подвеску передних колес на поперечной рессоре и заднюю на двух парах продольных полуэллиптических рессор, качавшихся вокруг центрального шарнира. В 1935–48 гг. выпускался 2,5-тонный "Довункуэ-35" с 4-цилиндровым двигателем СПА-18D (4,1 л, 57 л.с.) и 3-тонной лебедкой. Автомобили массой 3,8–4,5 т развивали скорость 35–45 км/ч. На их шасси компания "Ансальдо" (Ansaldo) собирала бронемашины с 37- или 40-мм пушками. В 1939 г. на вооружении армии Италии состояло 557 автомобилей "Довункуэ". В 1942–49 гг. фирма изготовляла тяжелый вариант "Довункуэ-41" (6x6) с новой кабиной, открытым кузовом на 12 мест или бортовой платформой и всеми односкатными колесами. В отличие от первых серий "Довункуэ", его основой был тягач ТМ40 с тем же двигателем, мощность которого возросла до 110–115 л.с. При боевой массе 14,4 т "Довункуэ-41" буксировал 10-тонные орудия и развивал скорость 50 км/ч.

Во время Второй мировой войны компания СПА совместно с фирмой "Ансальдо" собирала бронеавтомобили серии АВ (Autoblindata) 4x4 с несущим корпусом, носившие марки "СПА-Ансальдо" или "ФИАТСПА-Ансальдо". Их главными конструктивными особенностями были все ведущие и управляемые односкатные колеса с индивидуальным приводом и независимой пружинной подвеской, передний 6-цилиндровый бензиновый двигатель объемом около 5 л, центральное расположение 6-ступенчатой коробки передач с межосевым блокируемым дифференциалом и двумя раздаточными коробками. Все имели колесную базу 3200 мм, экипаж из 4 человек и развивали скорость 75–90 км/ч. В 1939–40 гг. были построены прототип АВ39 и небольшая серия из 24 пулеметных машин АВ40 с двумя постами управления. Самым распространенным стал 88-сильный вариант АВ41 с пушкой калибра 20 мм и одним пулеметом, изготовленный в количестве 550 штук. Эти машины применялись в военных действиях на Восточном фронте и на Балканах, причем некоторые снабжались приспособлениями для движения по рельсам. Построенный в 10 экземплярах 110-сильный бронеавтомобиль АВ43 получил 47-мм пушку и один пулемет. На таких шасси в единичных экземплярах изготовлялись бронетранспортеры и "пустынные" патрульные боевые машины AS42 и AS43 "Дезертика" (Desertica) с низкими открытыми кузовами и достаточно мощным штатным вооружением, состоявшим из противотанковой пушки калибра 20 или 37 мм и зенитного 12,7-мм пулемета.

Последней собственной разработкой СПА в 1945 г. был бескапотный 10-тонный грузовик А10000 (6x6) со 113-сильным дизелем — версия армейского "Довункуэ-41". В результате полного присоединения фирмы СПА к концерну ФИАТ в ноябре 1947 г. тягачи ТМ40 и "Довункуэ-41" были модернизированы и некоторое время выпускались под маркой ФИАТ
.

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 537012

Рейтинг: 0 Голосов: 0 713 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад