STEYR

2 марта 2012 - KLU4NIK

 

ШТАЙР


 

Ш

ТАЙР

(STEYR)

 

Штайр

 

Австрия

1925–2002

По окончании Первой мировой войны, лишившись крупных военных заказов, Австрийская оружейная фабрика (Osterreichische WaffenfabriksGesellschaft), образованная в 1864 г. в городе Штайр, создала автомобильное отделение, вскоре переименованное в "Штайр". В 1920 г. там начался выпуск легковых и грузовых машин, которые разрабатывал известный конструктор Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka). Первыми в вооруженные силы страны с 1925 г. стали поступать многочисленные легковые автомобили этой марки, служившие штабными или санитарными машинами. В 1927 г. за ними последовали грузовики с полезной нагрузкой 1–3 т, выполненные на легковых шасси. Среди них была и 1,5-тонная модель "40N" с 6-цилиндровым мотором (2,1 л, 40 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом тормозов системы "Локхид" (Lockheed), передней подвеской на поперечной рессоре и задней на двух продольных. На ее базе в 1932 г. при непосредственном участии нового главного конструктора Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche) был создан 2-тонный грузовик "Штайр-140" (6x6), возглавивший обширное семейство военных машин "40D". Их основой являлась лонжеронная рама с Х-образной поперечиной и дополнительным подрамником, где крепились картеры главных передач, от которых крутящий момент посредством качающихся карданных валов передавался на задние односкатные колеса. Специфическую внешность этим машинам придавали наклонная защитная решетка радиатора и свободно вращавшиеся запасные колеса, установленные по обеим сторонам шасси и предохранявшие его от повреждений. В 1933 г. появился 45-сильный вариант "340", а после его испытаний и доводки в 1935 г. начался выпуск 1,5-тонного автомобиля "440", известного в многочисленных исполнениях с бортовыми и 10-местными грузопассажирскими кузовами. Их использовали для перевозки солдат и амуниции, как штабные, санитарные и пожарные машины, легкие артиллерийские тягачи и передвижные радиостанции. Через два года их сменила модель "640" с новым двигателем (2,3 л, 55 л.с.), выпускавшаяся до 1941 г. в различных исполнениях, включая санитарные машины "643" с закрытыми кузовами. Все они имели колесную базу 3040 мм, дорожный просвет 375 мм и полную массу 3,8–4,0 т, развивали максимальную скорость 70 км/ч. В общей сложности было построено свыше 4,5 тыс. машин серии "40D".

Достаточно успешное развитие "Штайра" позволило в мае 1935 г. полностью выкупить группу "Аустро-Даймлер-Пух" (Austro-Daimler-Puch) и создать крупнейший автомобильный концерн "Штайр-Даймлер-Пух" (Steyr-Daimler-Puch). Аннексия Австрии фашистской Германией в марте 1938 г. заставила его полностью переключиться на выпуск военной техники для Вермахта, для изготовления которой в распоряжении "Штайра" оказались крупные предприятия близ Вены и в Граце. В 1938 г. по образцу немецких командирских машин, известных как "кюбельвагены" (Kubelwagen), на шасси легкового "Штайра-55" со специфической "тупоносой" внешностью был налажен выпуск штабной модели "250" с упрощенным открытым 5-местным кузовом, оппозитным 4-цилиндровым мотором (1,2 л, 25,5 л.с.) и 18-дюймовыми колесами, достигавший скорости 70 км/ч. До конца 1940 г. их изготовили 1200 штук. В 1940 г. к разработкам новой военной техники для "Штайра" подключилось конструкторское бюро Фердинанда Порше в Штутгарте, где был создан проект 1,5-тонного армейского автомобиля "Порше147" (4x4) с двигателем воздушного охлаждения V8 (3,5 л, 85 л.с.), блокировкой межколесных дифференциалов, передней независимой торсионной подвеской и задней классической рессорной.

Его производство началось в 1941 г. под марками "Штайр-270" или "Штайр-1500А". Механическую 4-ступенчатую коробку передач и 2-ступенчатую раздаточную для него изготовляли на заводах немецкого концерна "Ауто Унион" (Auto Union). Машины отличались характерной внешностью с коротким округлым капотом и укрепленными по бокам кузова вращавшимися запасными колесами. Машины предлагались в исполнениях "1500А.01" и "1500А.02" с разными открытыми бортовыми или закрытыми цельнометаллическими кузовами на 5–10 мест. Автомобили имели полную массу 3,3–4,2 т и развивали скорость 90–100 км/ч. В августе 1944 г. их сменил вариант "2000А" (4x4) грузоподъемностью 2 т с упрощенной кабиной, выпускавшийся до конца войны. В общей сложности грузовиков серии "270" было изготовлено около 20 тыс. экземпляров, в том числе модели "1500А" — 12450 экземпляров. Развитием колесно-гусеничной машины "Аустро-Даймлер ADMK" стал 7-местный разведывательный автомобиль-тягач "Штайр М/К" с 45-сильным мотором, собиравшийся в 1939–40 гг. Во время войны на предприятиях концерна выпускались гусеничные тягачи "Штайр-470" или RSO, а завод "Нибелунгенверк" (Nibelungenwerk) строил тяжелые танки и самоходные артиллерийские установки.

По окончании войны главные предприятия "Штайр" перешли под управление американских оккупационных сил, что позволило быстро наладить производство новой техники, а также взяться за создание семейства предкамерных четырехтактных дизельных двигателей с алюминиевым блоком цилиндров. В 1948 г. в вооруженные силы стали поступать 3,5-тонные грузовики "Штайр-380", ставшие во главе нового капотного семейства. В 1957 г. их заменила 4-тонная модель "480", а в 1962 г. к ней прибавился 3-тонный вариант "580А" (4x4) с двускатной ошиновкой задних колес. Все они имели колесную базу 3710 мм, комплектовались 4-цилиндровым дизелем WD413 (5,3 л, 90–95 л.с.), 5-ступенчатой коробкой передач, гидропневматическим приводом тормозов и рессорной подвеской неразрезных мостов, могли перевозить в кузове 20–30 человек и достигали скорости 70–78 км/ч. Они известны с различными надстройками и кузовами, а также как армейские автобусы "380а" и "480а" на 26–33 места. В 1962–68 гг. выпускался вариант "586g" (4x4) с 6-тонной лебедкой и новым 6-цилиндровым двигателем WD609 (6,0 л, 120 л.с.), который с 1966 г. устанавливался и на бескапотном армейском грузовике "Штайр-680МА" (4x4) с полезной нагрузкой 2,5 т на местности и 4,5 т на шоссе. В апреле 1969 г., с завершением выпуска послевоенной капотной гаммы, началось производство 3,5-тонного автомобиля "680М3" (6x6), под кабиной которого размещался дизель WD610 (6,0 л, 150 л.с.) с турбонаддувом. Впервые на нем появился гидроусилитель рулевого управления. На долгое время эти машины стали основными стандартизованными грузовиками австрийской армии. На их шасси устанавливались разные надстройки и вооружение, включая 130-мм реактивные системы залпового огня.

В 1978 г. "Штайр" перешел на новое унифицированное семейство "Плюс-91" (Plus), выделявшееся оригинальной формой 3-местной кабины над двигателем. Из этой серии с начала 80-х гг. в австрийскую и швейцарскую армии поступали в основном наиболее тяжелые модели "1291" и "1491" со всеми односкатными колесами. Базовый 6-тонный вариант 1291.280М (4x4) оснащался 6-цилиндровым дизелем WD615 (9,7 л, 283 л.с.) с турбонаддувом, механической 9-ступенчатой или автоматической коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной, двухконтурным пневматическим приводом тормозов и 10-тонной лебедкой. С ним был унифицирован 10-тонный грузовик 1491.280М (6x6), а на модели 1491.330М (6x6) использовался двигатель WD815 (12,0 л, 330 л.с.). Автомобили имели запас хода 800 км и развивали скорость 80–85 км/ч. На их шасси изготовляли самосвалы, ремонтно-эвакуационные машины и танковый седельный тягач 1491.330S34 с двумя лебедками по 20 тс, способный работать в составе автопоезда полной массой 85 т. С середины 70-х гг. в кооперации с фирмой МАН (MAN) на "Штайре" собирали шасси 26.240FD (6x6) для автоцистерн и седельных тягачей, а в 1986 г. началось изготовление тактических грузовиков "12М18" и "12М21" (4x4) с полезной нагрузкой 5,5–6,0 т, оборудованных более простыми немецкими кабинами и австрийскими агрегатами. На них использовали 6-цилиндровый двигатель WD612 с турбонаддувом мощностью 184–217 л.с., 5-, 6- или 9-ступенчатые коробки передач, параболические рессоры, лебедку и цельнометаллические бортовые кузова для перевозки 18–20 солдат. Эти машины стали основой армейских грузовиков, до сих пор выпускающихся американской компанией "Стюарт-Стивенсон" (Stewart & Stevenson).

В январе 1990 г. фирма МАН выкупила контрольный пакет акций предприятия в Штайре, которому некоторое время удавалось сохранять индивидуальность своей продукции. В первой половине 90-х гг. в австрийскую армию поступило еще несколько военных машин — от бортового грузовика "12M23" (4x4) до танкового тягача "35М36" (6x6), а также многочисленные доработанные коммерческие 2- и 3-осные грузовики "Штайр" (модели от "12S23" до "26S32"). В середине 90-х гг., с усилением влияния МАНа, новые тактические автомобили "Штайр" представляли собой военизированные исполнения серийных машин МАН серии М2000, приспособленные для эксплуатации в экстремальных климатических условиях. Базовыми являлись модели 14.224LAC и 18.264LAE (4x4) полной массой 14–18 т с дизелями МАН мощностью 220–260 л.с. и системой подкачки шин. В декабре 2001 г. компания "Штайр" была переименована в "МАН Штайр" (MAN Steyr AG). С февраля 2002 г. она собирала коммерческие семейства МАН LE2000 и ME2000, включая их военные модификации, а с 2005 г. — новые легкое и среднее семейства TGL и TGМ.

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 536927

Рейтинг: 0 Голосов: 0 677 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад