White Motor Co

23 ноября 2011 - KLU4NIK

 

 

 

 

 

Долгие годы компания "Уайт" была одним из наиболее известных американских изготовителей грузовых автомобилей. Столь же заметный след в истории фирма оставила и в военной области. Своим появлением она обязана изобретателю Томасу Говарду Уайту (Thomas Howard White),  открывшему в середине XIX века мастерскую по выпуску домашних швейных машин. Затем фирма изготовляла велосипеды и паровые двигатели, а в 1900 г. сыновья ее хозяина построили легковой автомобиль с паровой силовой установкой. Именно такие машины впервые в 1906 г. поступили в вооруженные силы страны. Это были паровые штабные, санитарные и грузовые автомобили, построенные на легковом шасси F с 2-цилиндровым 18-сильным мотором. Их век оказался слишком коротким, и в 1909 г. в программе появились версии с 4-цилиндровыми двигателями внутреннего сгорания. В армии они служили с 1911 г. Сначала это были 3/4-тонные 30-сильные пикапы GBE, а в 1915 г. к ним добавились штабные и разведывательные автомобили на новом шасси модели "30".

Постепенно главной продукцией фирмы "Уайт" становились машины для перевозки грузов — сначала паровые, затем с бензиновыми двигателями собственного производства. В начале 1910-х гг. она предлагала целую гамму машин грузоподъемностью от 750 кг до 5 т, которые поступали в вооруженные силы США. Пик создания армейских грузовиков "Уайт" пришелся на годы Первой мировой войны, когда их в больших количествах экспортировали в союзные страны Европы. Наиболее распространенным было 1-тонное шасси ТЕВО, созданное на базе последнего легкового автомобиля "Уайт" и унаследовавшее от него оригинальный 16-клапанный бензиновый мотор 28,9НР и простую 3-ступенчатую коробку передач. На его базе изготовляли легкие грузовики и тягачи, машины связи и разведывательные исполнения на 9–12 человек, а также пулеметные броневики, весившие 2,4 т. С 1912 г. фирма выпускала свой самый известный 1,5-тонный грузовик ТВС с 30-сильным мотором, 4-ступенчатой коробкой передач и карданным приводом задних колес. Впервые в 1914 г. он поступил на вооружение американских войск в Мексике, а во время Первой мировой войны использовался экспедиционным корпусом США во Франции. Его шасси служило для установки пулеметов и 76-мм зенитных пушек, для различных видов бронеавтомобилей с одной или двумя пулеметными башнями, развивавших скорость 65 км/ч. В России в 1915 г. под руководством штабс-капитана В. А. Мгеброва на таком шасси построили броневик с центральной башней с двумя пулеметами и одной кормовой с 37-мм пушкой, имевший экипаж из 7 человек. В 1917 г. автомобиль ТВС послужил прототипом первого американского стандартизованного грузовика "Либерти" (Liberty) стандарта А.

Менее распространенным был 2-тонный длиннобазный вариант TDC, ставший базой первого военного пожарного автомобиля с водяным насосом. В армии использовались также тяжелые машины ТС, TAD, TCD и TDC грузоподъемностью 3–5 т с массивной рамой с полукруглой передней поперечиной, игравшей роль бампера, моноблочными 4-цилиндровыми моторами мощностью 40–45 л.с., цепным приводом и широкими стальными колесами. В общей сложности в те годы компания "Уайт" изготовила 18 тыс. военных автомобилей.

Последующее десятилетие фирма посвятила созданию обширной коммерческой программы, а первые военные варианты серийных автомобилей появились лишь в начале 30-х гг. Одним из первых армейских грузовиков в 1931 г. стала 1,5-тонная модель "61" с зенитной пулеметной установкой Т2. В то время начала определяться военная специализация "Уайта", основанная на использовании тяжелых машин с колесной формулой 6x6.

Первым в этой гамме был балластный артиллерийский тягач Т3 на 8-тонном грузовом шасси "64SW400" с верхнеклапанным 6-цилиндровым двигателем мощностью 100 л.с., 8-ступенчатой трансмиссией и барабанной лебедкой, расположенной за кабиной. В 1933 г. его развитием стало низкорамное 10-тонное 198-сильное шасси "620SW" с бронированной кабиной, на котором монтировали 76-мм зенитную установку Т6 и оборудование первой самоходной динамометрической станции М3 для испытания тяжелой техники, создававшей тормозное усилие около 12 тс. Сильный толчок развитию военной автотехники дало приобретение в 1932 г. фирмы "Индиана" (Indiana). В середине 30-х гг. она разработала гамму полноприводных грузовиков с колесными формулами 4x4 и 6x6, носивших марку "УайтИндиана", однако их серийное производство так и не удалось наладить. В 1940 г. марка "Индиана" была ликвидирована, но в распоряжении "Уайта" остались все ее самые прогрессивные разработки, позволившие вскоре организовать выпуск новой военной техники.

В середине 30-х гг. коммерческая программа "Уайта" состояла из двух десятков различных грузовиков, форму которых разрабатывал дизайнер русского происхождения граф Алексей Владимирович Сахновский (Alexis de Sakhnoffsky).

С началом Второй мировой войны компания "Уайт" одной из первых получила заказы из Франции. В октябре 1939 г. она подписала контракт на поставку 1500 коммерческих 3-тонных грузовиков "704S" с 6-цилиндровым мотором мощностью 86 л.с. Второй контракт на 145 топливных автоцистерн емкостью 18 тыс. л на 134-сильном шасси "920" (6x6) остался невыполненным, и машины, предназначенные для Франции, оказавшейся к тому времени под немецкой оккупацией, были отгружены в Великобританию, где их переоборудовали в танковозы. Для буксировки тяжелых орудий и перевозки танков предлагали также длиннобазные балластные тягачи "922" (6x6) с 24-дюймовыми колесами и 10-тонной лебедкой, а в американских ВМС служили автобусы "Уайт" на 2,5-тонном шасси "706М" и пожарные машины "904" (6x6) пенного тушения.

В первые месяцы войны на "Уайте" вспомнили о 4-тонном армейском грузовике "Индиана 6x6" (6x6) с двигателем "Геркулес" (Hercules), не признанном в середине 30-х гг. С использованием заложенных в нем конструктивных идей в 1939 г. был создан собственный длиннобазный вариант "950x0" (6x6) с новыми 6-цилиндровым двигателем мощностью 115 л.с., 5-ступенчатой коробкой передач и лебедкой. Построенный всего в 86 экземплярах, он также не получил широкого распространения, однако послужил в свою очередь основой одного из наиболее популярных грузовиков Второй мировой войны — стандартизованной 6-тонной модели "666", собиравшейся в 1941–45 гг. не только на "Уайте", но и фирмами "Корбитт" (Corbitt), "Брокуэй" (Brockway), "Фор Уил Драйв" (FWD) и "Уорд ЛаФранс" (Ward LaFrance). Сначала "Уайт-666" (6x6) оснащали 6-цилиндровым бензиновым двигателем "Геркулес НХС" (13,0 л, 165 л.с.), затем — мотором HXD (14,0 л, 202 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач "Фуллер" (Fuller), 2-ступенчатой раздаточной "Висконсин" (Wisconsin), главными червячными передачами, пневматическим приводом тормозов, передней 12,5-тонной лебедкой и шинами размером 10.00-22.  В 1943 г. к закрытой цельнометаллической кабине добавилась открытая с мягким верхом. В серию "666" входили также седельные тягачи, фургоны-мастерские, пожарные машины и шасси "666Е", а в 1943 г. внутри обычных бортовых кузовов с тентом стали устанавливать топливные цистерны вместимостью 7570 л, замаскированные под обычные грузовики. Они работали в сцепе с 2-осными прицепами-цистернами Т52 с брезентовым верхом. Все автомобили серии "666" имели колесную базу 4700 мм, дорожный просвет 250 мм, полную массу 19 т и развивали скорость 65 км/ч. На "Уайте" собрали 1152 таких машины. В 1942–45 гг. фирма выпустила 2500 экземпляров 10-тонных грузовиков "1064" (6x6) со 135-сильным дизелем "Камминс HB600" (Cummins), 5-ступенчатой коробкой передач и всеми односкатными колесами. Индекс "444Т" носили седельные тягачи, собиравшиеся по лицензии фирмы "Отокар" (Autocar) на модель U7144Т (4x4). 

В период Второй мировой войны компания "Уайт" стала монополистом в области легких многоцелевых колесных бронетранспортеров с колесной формулой 4x4, принадлежавших к группе бронемашин "Скаут Кар" (Scout Car) с открытыми сверху корпусами для перевозки солдат и установки вооружения. Их история началась в середине 30-х гг., когда появились машины "Корбитт М2" и "Мармон-Херрингтон Т13" (MarmonHerrington), но первой вновь оказалась "Индиана", построившая в 1934 г. бронеавтомобиль Т7 (М1).

В сентябре 1937 г. под маркой "Уайт" на испытания поступил его вариант М2А1 (4x4) с колесной базой 3327 мм и низким бронекорпусом, собранным на винтах из катаных стальных листов толщиной 6,4–12,7 мм. Он получил 6-цилиндровый бензиновый двигатель "Геркулес JXD" (5,2 л, 95 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач, 2-ступенчатую раздаточную, барабанные тормоза с гидроприводом, рессорную подвеску и все односкатные 20-дюймовые колеса. Одновременно был построен бронеавтомобиль М3 с радиостанцией, у которого по периметру открытого корпуса установили монорельс для перемещения вдоль него 2–3 пулеметов "Браунинг" (Browning) калибра 7,62 или 12,7 мм. Машины имели дорожный просвет 270 мм и боевую массу 3,5 т, преодолевали брод глубиной 71 см и достигали скорости 100 км/ч. До 1939 г. их собрали 64 экземпляра, ставших прототипами самого известного бронетранспортера М3А1. От прежних моделей он отличался лишь увеличенной до 110 л.с. мощностью двигателя и усиленным корпусом с турелью над местом командира экипажа, что привело к повышению боевой массы до 3,9 т. В ходе войны выпускали варианты М3А1Е1, Е2 и Е3 с разным вооружением, включая 37-мм пушку, и бронированным навесом над боевым отсеком. В 1941 г. была построена опытная партия бронеавтомобилей М3А2 с дизельными двигателями "Буда" (Buda) мощностью 78 и 103 л.с. В 1939–44 гг. компания "Уайт" изготовила 20918 машин серии М3А1, из них 3340 было поставлено в СССР по ленд-лизу.

Более известной сферой деятельности компании "Уайт" во время войны был серийный выпуск семейства 1,5-тонных полугусеничных бронетранспортеров.

Больше всего на "Уайте" построили опытных образцов на шасси М2/М3, собиравшихся в 1940–43 гг. небольшими партиями: бронетранспортеры Т28, Т29 и Т60 со спаренными или строенными зенитными пулеметами и пушками калибра 37 или 40 мм, Т58 со счетверенной пулеметной установкой, Т10 и Т68 со спаренными 20- и 40-мм зенитными пушками, самоходные артиллерийские установки Т12, Т19, Т30, Т48 и Т59 с пушками калибра 40, 57, 75 и 105 мм. В серийном производстве находились зенитные системы М13, М15, М15А1, М16 и М16А1/А2 с двумя, тремя или четырьмя пулеметами калибра 12,7 мм на поворотной платформе, выпускавшиеся до марта 1944 г., а также самоходный миномет М21 и санитарный вариант. В СССР поставляли в основном бронетранспортеры М2 и 57-мм артиллерийские установки Т48. В 1943 г. фирма "Уайт" построила прототип 2,5-тонного бронетранспортера Т17, сходный с машиной "Отокар Т17". Он получил оппозитный 12-цилиндровый мотор "Уайт" мощностью 210 л.с., усиленный гусеничный движитель с задними ведущими звездочками и 7-тонную лебедку. В общей сложности до конца войны на "Уайте" построили 41170 различных полугусеничных машин.

В последующие годы активность компании "Уайт" в военной области заметно снизилась. В 40–50-е гг. в вооруженные силы страны она поставляла в основном серийные коммерческие грузовики — машины капотного семейства WC "Супер Пауэр" (Super Power) и бескапотные серии "3000", служившие прежде всего в ВВС и ВМС США. В 1955 г. эту гамму пополнили аэродромные тягачи и снегоочистители CF-55AF (4x4) со всеми управляемыми колесами и 203-сильные пожарные машины 0-6 (6x6) химического тушения. В 1957 г. с присоединением компании РИО (REO) в программу "Уайта" автоматически вошло семейство стандартизованных 2,5-тонных грузовиков М35 (6x6).

Когда же через 10 лет фирмы РИО и "Даймонд Т" объединились в группу "Даймонд РИО", компания "Уайт", сохранив при себе это производство, попыталась самостоятельно их модернизировать. Летом 1967 г. она представила прототип ХМ778 с новыми тормозами и всеми односкатными колесами. В начале 70-х гг., в процессе концентрации американской военной промышленности, выпуск армейских машин перешел к военно-промышленной группе "АМ Дженерал" (AM General).

В 1980 г. на "Уайте" предприняли последнюю попытку утвердиться на военном рынке, предложив опытный образец стандартизованного 5-тонного грузовика М813А1SX (6x6) с 250-сильным дизелем "Камминс". В 70-е гг. группа "Уайт", или "Большая четверка", состоявшая в то время из четырех фирм, поставляла в американские вооруженные силы свои доработанные серийные грузовики и седельные тягачи "Роуд Коммандер" (Road Commander) и "Роуд Босс" (Road Boss) с несколькими типами дизельных двигателей мощностью до 450 л.с. В конце 70-х гг. сбыт автомобилей "Уайт" начал быстро снижаться, а сам мини-концерн стал постепенно разваливаться, превратившись в 1981 г. в собственность шведской корпорации "Вольво" (Volvo). К этому времени относится выпуск последних грузовиков "Уайт", поступивших в армию США. Это были тяжелые тягачи и шасси "Роуд Босс-2" и "Роуд Коммандер-2" с 400-сильным дизелем "Камминс" и автоматической коробкой передач "Эллисон" (Allison), применявшиеся для перевозки 20-футовых контейнеров и установки тяжелого оборудования. В начале 1988 г. корпорации "Вольво" и "Дженерал Моторс" (General Motors) создали новую компанию "Вольво-Джи-Эм" (Volvo-GM), которая выпускала коммерческие машины марки "Уайт-Джи-Эм-Си" (WhiteGMC). В 1995 г. ее заменили на "Вольво", поставив точку в долгой истории "Уайта".

 

Авто Мегаполис - социальная сеть для автолюбителей - 536804

Рейтинг: 0 Голосов: 0 450 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад